kirill_nav_1

Category:

Зачем египтяне выгнали евреев из Египта? - 5

Почему же тогда обо всех этих событиях ничего не говорится в Библии, и в ней говорится только о «манне небесной» и прочих «чудесах чудесатых», которые периодически устраивал для евреев Моисей в пустыне Синай? А зачем? И почему? А зачем и почему об этом должно говориться в Библии? Ведь Библия писалась вовсе не для того, чтобы рассказать подлинную историю — в том числе историю «исхода». Наоборот — она писалась для того, чтобы скрыть подлинную подоплеку всей этой истории. И вот здесь мы подходим ко второму важному вопросу — вопросу о вообще всей библейской традиции и еврейской письменности. 

Что мы имеем? Мы имеем, что к моменту, когда евреи подошли к Палестине, среди них не было НИКОГО, кто помнил хоть что-то внятное о пребывании евреев в Египте или первых годах исхода. Они все умерли. Свидетелей не осталось — Моисей с Аароном об этом специально позаботились. А что осталось? Ну, возможно, остались какие-то невнятные воспоминания, которые родители пересказали своим детям. В том числе о «десяти казнях египетских» и прочем. То есть, возможно, что-то там такое и было — то есть, возможно, Моисей с египтянами и устроили какое-то представление для евреев, чтобы побудить их покинуть Египет — но что в точности, никто уже не знал. 40 лет — это все-таки много. Много ли помнили в России о событиях 1917 года в 1957 году? Уже даже Джугашвили к этому времени подох, один из ближайшего круга большевиков. И это во времена массовой письменности и прессы. А в те времена детали стирались из памяти быстро. 

О том, что было на самом деле — помнили и знали только Моисей и Аарон. Два египетских жреца. Плюс, возможно, в какие-то «тайны» были посвящены люди из их ближайшего окружения, которых они специально отобрали из евреев. При этом все первосвященники у евреев в дальнейшем ставились из рода Аарона. То есть если что-то и сохранялось о том, что стояло за этим исходом и каковы были его подлинные цели — все это держалось в родственном кругу священников, ведущих свой род от египетского жреца Аарона. И этот круг был очень узкий, и доступ в него было строго закрыт — в том числе множеством норм закона Моисея.

Наконец, Библия. То есть текст. Я придерживаюсь мнения, что первые пять книг Библии были написаны самим Моисеем. Или даже, возможно, группой египетских жрецов, которые и создали всю систему иудаизма, причем все это было написано еще до выдворения евреев из Египта. А потом этот текст — составленный на специально созданном письме на основе финикийского письма — все время (во время блужданий евреев и Синае и позднее) хранился в Скинии, в Ковчеге Завета. Это были такие носилки, в которых евреи, по приказу Моисея, носили самое ценное, самые священные реликвии. Среди которых — каменные скрижали с 10 заповедью.

Но эти скрижали и 10 заповедей ничего особенного из себя не представляли — хотя Моисей и постарался обставить появление этих скрижалей самым таинственным и торжественным образом (с поднятием на гору Синай и т.д). Заповеди — самые обычные, которые были известны всем народам и поддерживались практически всеми религиями. Возможно, для евреев — с их низменными качествами и склонностью ко всяким порокам — эти заповеди и были чем-то выдающимся, но в целом ничего особенного в них, повторюсь, нет. Обычные нравственные представления обычного человека. Интерес в этом смысле представляет только первая заповедь — о единобожии, но зачем египтяне создали систему иудаизма как систему единобожия, я уже объяснял.

А где же все остальное? Где те сотни и тысячи законов и предписаний, которые и составили систему иудаизма? У евреев, как известно, было таких предписаний множество, по сути они должны были регламентировать всю их жизнь, вплоть до бытовых мелочей. Более того, известно, что помимо письменной традиции и закона, у евреев была и устная, которая разъясняла более подробно письменные нормы (и это понятно, ведь даже в обычном гражданском праве некоторые нормы постоянно требуют разъяснения в результате практики их применения). 

Так вот, я полагаю, что в этом Ковчеге Завета хранились не только скрижали с десятью заповедью, а вообще весь текст Библии, написанный Моисеем или группой египетских жрецов — то есть первые пять книг Библии. Но поскольку доступ к этому тексту имел только очень-очень ограниченный круг людей — по сути только священники из потомков Аарона — письменность, созданная египтянами специально для евреев, у самих евреев получила распространение гораздо позже.

Ученые считают, что эта письменность у евреев появилась где-то в 10 веке — так как к этому времени относят некоторые артефакты (таблички из Гезера, стела Меса и другие). Я же полагаю, что письменность у евреев появилась несколько раньше — именно в момент их выселения из Египта, и эту письменность сделали для евреев египтяне. Но поскольку доступ к ней имел весьма ограниченный круг лиц, более широкое распространение она получила значительно позже — только где-то к 5 веку до н.э. И это нормально. Скажем, у нас также долгое время существовал только перевод на славянский (сделанный Кириллом и Мефодием) некоторых книг Нового Завета и богослужебных книг, всю Библию у нас перевели на русский значительно позже. А у католиков Библию вообще запрещали переводить на другие языки — вся Библия и все службы велись только на латыни.

И египтяне, конечно, также постарались сделать так, чтобы текст Библии был доступен только узкому кругу людей, а о том, откуда в действительности взялся иудаизм, знали (или, скорее, могли только догадываться) только очень немногие люди из потомков Аарона. Более того, как известно, египтяне через тот же закон Моисея и поставленных ими священников и пророков долгое время запрещали евреям создать полноценное государство. Гражданским управлением у них занимались судьи — близкие к первосвященникам. И полноценное государство, с царем во главе, у евреев возникло не сразу. И, видимо, одна из причин, по которой Моисей и египтяне постарались по возможности отодвинуть появление у евреев государства (хотя они, конечно, понимали, что государство у евреев все же возникнет), была как раз нежелательность распространения письменности среди евреев — ведь появление государства сильно этому способствует. Египтяне постарались как можно дольше удерживать контроль над евреями — и для этого они придали религии иудаизма центральную роль в жизни евреев, и пытались контролировать всю эту жизнь через узкую касту священников и пророков. (А еврейские пророки, конечно, вовсе не были прорицателями с улицы, а были также тесно связаны с религиозными кругами евреев, и нередко пророки выполняли важную политическую миссию, составляя свои пророчества в определенных политических целях. То есть пытались повторить то, что уже сделал «пророк» Моисей).             

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic