kirill_nav_1

Categories:

Зачем египтяне выгнали евреев из Египта? - 2

Почему же египтяне просто не перебили весь этот сброд или не выгнали его силой, а прибегли ко всей этой сложной многоходовой «спецоперации» по главе с Моисеем? Причин было множество. Просто перебить евреев было бы слишком жестоко и несправедливо (и евреев было много — более миллиона) — а египтяне все-таки были люди культурные и цивилизованные. К тому же они когда-то сами разрешили этому сброду поселиться в пределах Египта. Выгнать насильно? Но это также требовало применения серьезного насилия, да и куда их выгонять? В пустыню Синай? Евреи бы вскоре снова вернулись — они и под предводительством Моисея в первое время постоянно ныли и порывались вернуться в Египет. А тут — благодаря этой ловкой спецоперации — еврейчики ушли сами и добровольно, ушли довольные и в полной уверенности, что их вывел сам Бог.

Кроме того, была еще одна веская причина, по которой египтяне прибегли к столь сложной операции: египтяне хотели не просто выгнать этот сброд из своих пределов, но и использовать его в дальнейшем в своих политических целях — заселив ими Палестину. То есть сделать примерно то же самое, что сделали англосаксы в 20 веке.

Дело в том, что у египтян с филистимлянами и прочими семитами этого региона всегда были довольно сложные отношения, и, кроме того, из Палестины в Египет регулярно вторгались различные довольно воинственные кочевники, которые там кочевали. И превратив евреев в фанатичный и довольно воинственный народ, египтяне получали важный инструмент для своей политики в стратегически важном для себя регионе — ведь путь в Египет всегда лежал через Палестину. И позднее все завоеватели — от вавилонян и ассирийцев до персов и римлян — «вязли» именно в Сраиле, и если доходили до Египта, то сильно ослабленными. И при этом все (или многие) ниточки управления евреями египтяне, конечно, держали в своих руках — так как именно они и создали всю религиозную систему иудаизма, а первосвященники и священники евреев входили в узкий закрытый класс из потомков египетского жреца Аарона, брата Моисея.

И создали египтяне эту религиозную систему иудаизма, конечно, специально для евреев и именно с теми целями, которые я описал: превратить евреев в фанатичный воинственный народ, который постоянно будет воевать с филистимлянами и другими окружавшими его народами. Отсюда — «единобожие» иудаизма. В сущности, Иегова, видимо, первоначально был просто главным божком у этого кочующего сброда, но египтяне сделали его для евреев единственным богом — именно с тем, чтобы евреи не принимали других богов и поддерживали воинственный дух. Ведь при многобожии всегда происходит перенятие и влияние культов других народов — и у евреев это также происходило постоянно, и еврейские пророки постоянно с этим боролись и клеймили евреев за впадение в многобожие и за принятие других культов (культов других народов).

Наконец, еще один вопрос: а как к этому всему относиться с точки зрения христианства? А спокойно относиться. То, что Библия написана людьми (и первые ее книги написаны египтянином Моисеем), а вся эта история с исходом и появлением единобожия у евреев имела своей целью какие-то политические интересы египтян и все это появилось в результате их хитрой спецоперации — нисколько не отменяет значимости этих событий с религиозной точки зрения. Ведь христианское богословие тоже создавали обычные люди, и даже известны их имена, и известны те исторические и политические обстоятельства, в которых возникло это богословие и христианская Церковь. Но ведь это нисколько не отменяет того, что за всеми этими событиями стоял Дух Божий, который и двигал этими людьми и событиями. 

История христианства, как и история иудаизма, проходила в человеческой истории, и делалась она людьми. Иногда — под давлением каких-то сиюминутных исторических или политических моментов. И Библия также писалась во вполне определенных исторических обстоятельствах, и нередко — с определенными политическими целями. Таких примеров можно привести массу. Но это нисколько не отменяет боговдохновенность Ветхого Завета и его значимость для христианства.

Поэтому и ко всей этой истории с исходом евреев из Египта нужно относиться примерно так же. Да, за всей этой историей скрывается хитрая спецоперация египтян, а большинство «чудес», совершенных Моисеем, видимо, имели вполне естественные причины, а отчасти были даже чем-то вроде фокусов, к которым прибегли египтяне, чтобы впечатлить глупых евреев и поставить их на правильную лыжню. Но на лыжню египтяне евреев все-таки поставили, и за всеми этими политическими обстоятельствами вполне мог скрываться более грандиозный замысел Бога — где и сами египтяне выступили только инструментом, в качестве помощников Бога. Так что все это нисколько не отменяет значимости Библии и всего, что потом произошло в Палестине. И то, что единобожие было создано египтянами специально для евреев и с вполне определенными политическими целями — никак не отменяет важности этого факта в развитии религиозных представлений человечества.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic