kirill_nav_1

Category:

Что нам делать с евреями? - 2

Второй вопрос: а как ко всему этому относиться? Особенно с точки зрения христианства? Ведь христианство вполне признает, что древние евреи сыграли особую роль в появлении христианства, что израильские пророки были истинными пророками от Бога, и что, наконец, Иисyс Христос родился в среде этого народа.

Но на самом деле, никакого противоречия здесь нет — нужно лишь правильно понимать роль евреев в религиозной истории и глубже понимать суть христианства. И тогда станет ясно, что «избранность» евреев состояла вовсе не в их каких-то особенно «возвышенных» религиозных качествах или особой «нравственности», а как раз наоборот — в их полной безнравственности, приземленности, низости и их бесчеловечности. Конечно, Бог-Сын, Бог-Логос, мог воплотиться и среди греков или римлян — и они были этого, несомненно, гораздо более достойны, чем евреи, а греческие представления о нравственности — особенно у Аристотеля  — были очень близки к христианским представлениям. Но если бы Христос был греком или римлянином, возникал бы вопрос, а что делать с другими, не столь цивилизованными и доблестными народами? С теми же евреями, например?

То есть воплощение Бога потому и произошло среди евреев, что Бог избрал не самый достойный народ, а народ, который был этого менее всего достоин — народ очень низкий и бездуховный. И это является таким же огромным чудом, как и само воплощение, жизнь Христа и Его воскресение. Если бы Христос был греком или римлянином — это было бы чудо, но чудо не столь великое, так как греки и римляне и так уже в своем нравственном развитии почти подошли к уровню христианства. Чудо есть то, что воплощение произошло среди самого порочного и низменного народа, и произошло оно не в Риме или Афинах, а в самой «жопе мира».

А раз так — то есть если Бог даже среди этого народа смог воспитать достойных, пусть и немногих — пророков, Марию, Апостолов, значит, к спасению призваны все, все человечество и все народы. И в этом и вообще во многом состоит вся, так сказать, «философия» христианства: Бог часто избирает не самых достойных, а падших, и Бог явился не в облике царя — как ожидали сами евреи, а в облике сына плотника, умершего не кресте, как раб. То есть Господь берет самое низкое и падшее, что есть в человеке и человеческой истории — и спасает даже это. И в этом и состоит главное чудо всей этой библейской истории — что Бог на протяжении веков смог из этого говнища и днища производить достойных людей, и воплотился среди этого порочного и жестокого народа. 

То есть «избранность» евреев состояла вовсе не в их каких-то достоинствах, а напротив — в том, что Бог избрал народ, менее всего пригодный и подходящий для этой миссии, и смог — часто вопреки воле этого народа — произвести из него Марию и Апостолов. И подобные аналогии есть во всей Библии — когда, например, Моисей производит источник воды из камня, или когда рожает бесплодная Сара. Есть такие аналогии и в Евангелии  — например, в истории о засохшей смоковнице, которая вдруг зацвела. То есть в Библии евреи рассматриваются как народ гиблый и бесплодный, и то, что этот народ смог произвести Марию, есть чудо — не меньшее чуда самого Боговоплощения.

И в этом и состоит величие, сила и глубина христианства, его мудрость, и в этом же — главный знак того, что христианство есть истина и есть религия от Бога. Людям до такого — тем более, в то время — додуматься было невозможно. Ни грекам, ни римлянам, ни евреям. И в том, что Бог для своего Боговоплощения избрал один из самых порочных, бесчеловечных и  презренных народов — не только проявление силы, всемогущества и мудрости Бога, который даже самое большое человеческое зло может обратить во благо, но и любовь и милосердие Бога к людям и к человечеству. В том числе — и к евреям тоже, конечно.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic