Categories:

Православие и католицизм - 11

Таким образом, эта сила духа русского народа, сравнимая по своей мощи с духом библейским, выкованная в русском народе в тяжелейших обстоятельствах, в которых русские жили в течение нескольких веков — сила эта была скорее природной, стихийной и слепой. И эта сила могла быть направлена как на созидательные цели, так и на разрушительные. И когда этот дух русские направляли на религиозность — Русь давала целый сонм святых и образцов высокой христианской святости, а Русское царство покрывалось тысячами церквей и монастырей. Так, что светским властям приходилось даже немного придерживать русский народ от этого чрезмерного увлечения религиозными подвигами — превращать всю Русь в один сплошной монастырь в их планы не входило, так как это было небезопасно как для государства, так и для самого народа. 

Если эта мощь обращалась на внешних врагов — то им можно было только посочувствовать. И нередко безмозглые поляки драпали с поля битвы только при одном появлении московской дворянской конницы, помахивая напоследок своими «ангельскими крылышками» из страусиных перьев в своих «лыцарских доспехах» — такой ужас и страх у них вызывала эта московская конница. 

Но если эта мощь обращалась на разрушительные цели — например, во время бунтов против властей и правительства — это всегда означало большую беду. Но хуже всего, когда тем же разрушительным духом проникалась сама власть и государство — так как здесь этот разрушительный дух уже ничто не могло сдержать, и при той слабости политической и управленческой культуры, которая была на Руси, это могло привести к катастрофическим последствиям.

В качестве примера можно сравнить правление двух русских Царей — Ивана Васильевича Третьего (годы правления — с 1462 по 1505 год) и Ивана Васильевича Четвертого (годы правления — с 1547 по 1584 год), оба прозванных Грозными.

Иван Васильевич Третий. Портрет из "Царского титулярника" в "греческом стиле".
Иван Васильевич Третий. Портрет из "Царского титулярника" в "греческом стиле".

Правление Ивана Третьего — просто блестящее, один из лучших периодов древнерусской истории. Русское государство продолжает укрепляться вокруг Москвы, проведены важные реформы в области управления — и по сути именно Ивана Третьего следует считать создателем русского централизованного государства. Блестящая дипломатия, когда многие сложные вопросы удалось решить почти без применения силы и войны. Избавление от необходимости платить дань Орде — также бескровное, в ходе т.н. стояния на реке Угре. Налаживание тесных контактов с европейскими странами, рост культуры — именно при Иване Третьем был построен каменный московский кремль итальянскими мастерами, и тогда в Москве работало множество европейских мастеров. Первые попытки создать некую систему образования.

Откуда все это взялось? Естественно, из Константинополя. В 1453 году происходит падение Константинополя, и Византия пала. И после этого многие византийцы стали искать себе новое пристанище — значительная их часть уехала в Италию (преимущественно — в Венецию и Флоренцию), и вскоре после этого в Италии началась эпоха высокого Ренессанса, а многие ромеи поехали в Москву. И в этот период русские цари, как известно, породнились с византийским царским родом Палеологов, в Москве появилась «шапка Мономаха», византийский двуглавый орел и многое другое. То есть культурка сразу резко выросла — в том числе в области дипломатии и государственного управления. В Москве появились люди высочайшей культуры, культуры, идущей еще от римлян и древних греков, и это немедленно дало свои плоды. 

Иван Четвертый тоже начал неплохо. Провел полезные земские и судебные реформы, созвал Стоглавый собор, на котором были приведены в порядок многие церковные вопросы, завоевал Казань и Астрахань — эти давние оплоты Орды, присоединил Сибирь во время похода Тимофея Ермака. 

А потом началась какая-то дикость. Историки до сих пор спорят, с чем были связаны столь резкие перемены в правлении Ивана Четвертого, но я полагаю, что главная причина была связана именно с переменой окружения царя, с определенной переменой в элитных боярских группировках. Да, собственно, это и не секрет — Курбский в своих письмах прямо об этом говорил.

Каких группировок? Во-первых, в силу увлечения Царя кавказскими красавицами, при московском дворе усилилось влияние черкесских князей. Ну, то есть «кадыровых» того времени. А во-вторых, после завоевания и присоединения Казани и Астрахани, а затем — сибирских ханств, резко возросло влияние татарских мурз и татарских родов — которых, конечно, русские при взятии Казани и Астрахани вырезали далеко не всех, и пытались «интегрировать» в правящий класс. Вплоть до того, что Иван Четвертой на короткий срок посадил на трон касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Историки считают это чем-то вроде прикола сбрендившего царя, но я думаю, что это было вполне в духе всей азиатской по духу политики Ивана Четвертого, попыткой показать татарам, что Москва теперь является преемницей Орды, и «татарам не о чем беспокоиться». Ну, а позднее, уже при опричнине, при опричном дворе появились и какие-то мутные европейские авантюристы, оккультисты и даже иезуиты — которые, конечно, России ничего хорошего не желали и хороших советов русскому царю дать никак не могли.

То есть элиты греческой византийской школы были от власти отодвинуты, и опираться царь стал на азиатов и на мутных европейчегов. Ну, и результаты соответствующие: дикая опричнина, Новгород Иванушка укатал так, что после этого он навсегда утратил свое значение, Ливонскую войну Иванушка проиграл вдрызг и выход к Балтике был отложен еще на полтора столетия, а вся Русь была разорена дотла. Плюс Иванушка еще и своего сына-наследника грохнул, и посадил на трон слабоумного Феодора. А убитый царевич Дмитрий вскоре вдруг «воскрес» — что привело все русское государство к тяжелейшей Смуте, в которой оно едва не погибло.

Иван Четвертый. Азиат на русском троне.
Иван Четвертый. Азиат на русском троне.

И вся проблема — опять-таки в культурке. И если эту русскую стихийную силу направляют люди грамотные и культурные (как при Иване Третьем) — результаты потрясающие. А если этой силой начинают управлять дикари и какие-то азиаты — результаты катастрофические и для государства, и для самого русского народа.  

Но самое любопытное, что многие проваславнутые совки до сих пор считают Ивана Четвертого «образцовым русским царем», выражением «русского национального духа», а некоторые совсем чокнутые из них даже предлагают Ивана к лику святых причислить. И понятно, откуда это взялось у советских уродов — ведь восславлять Ивана Четвертого начали большевики, уже при Джугашвили. С вполне понятными целями — выдать кавказскую чурку Джугашвили и всю людоедскую антирусскую большевицкую душегубку за некое «продолжение русских государственных традиций». 

Хотя в русской дореволюционной историографии к этому Ивану отношение всегда было весьма скептическим и критическим: «Да, у всех бывают заскоки, у нас вот на Иване Четвертом случился». Так что если в Иване Четвертом и была какая-то «русская сила» — то сила, попавшая в злые антирусские руки, и принявшая характер силы разрушительной. И, повторюсь, и для русского народа, и для русского государства, и для русской элиты это правление стало настоящей катастрофой. Иванушка за время опричнины почти всю русскую элиту вырезал, старомосковскую еще, и посадил каких-то татар и проходимцев. 

Так что вскоре какая-то боярская партия — очевидно, пропольская, — напуганная этими выходками самодержца, и взялась за эту интригу с «царевичем Дмитрием», с целью установить в Москве примерно те же порядки, что в Речи Посполитой. И то, что эта интрига вполне удалась —  также свидетельствуют о достаточно примитивном уровне религиозной и политической культуры в Москве. В Европе королей убивали постоянно, а в Византии убийства императоров и вырезание целых династий были «рабочим вопросом». Но ни к каким серьезным негативным последствиям это чаще всего не приводило. А в Москве эта нехитрая интрига с воскресшим «царевичем Дмитрием» в итоге чуть не привела к гибели всего государства.                   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic