kirill_nav_1

Categories:

Православие и католицизм - 8

Конечно, терпение может быть и добродетелью. Скажем, всякий труд и всякое достижение своей цели требует определенного терпения и упорства. Можно иногда терпеть слабости своих близких — если эти слабости не выходят за пределы обычных человеческих слабостей и этим терпением не начинают злоупотреблять. То есть терпение как христианская добродетель всегда требует определенного напряжения воли и духа, внутренней работы и определенной мудрости, это терпение только тогда является христианской добродетелью, когда оно сопряжено с некоей активностью и усилиями, и оправдано с точки зрения житейской мудрости. 

Если же какой-нибудь совок-мужичок терпит постоянное хамство со стороны своего начальства или выходки своей жены; или если он вместо того, чтобы предпринять какие-то шаги для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, все это терпит и «заливает за воротник»; или если он вместо того, чтобы обратиться к врачу, тупо сидит и терпит боль — то во всем этом нет ничего героического, и в этом нет никакой христианской добродетели. Это все обычный дебилизм и терпильство, за которыми чаще всего скрываются малодушие, лень или глупость. За подобным терпением нет никакого активного действия духа — напротив, все это есть проявление безволия и полной пассивности. То есть это именно терпение раба, которого бьют и который только принимает нужную позу, чтобы расслабиться и от этого битья «получить удовольствие».

Но, к сожалению, у нас — не без помощи государства и не без некоторого посредничества церкви — русским очень долго внушали, что вот этот весь дебилизм и терпильство есть проявление какой-то особой «русской духовности». Хотя это просто вывих и патология нашего менталитета, привитого русскому народу государством. И от этой патологии в нашем национальном сознании нужно избавляться — и лучше это сделать самим, чем под принуждением внешних условий и обстоятельств. Русских в 20 веке очень сильно били и калечили, забили почти до смерти, но либо русские снова встанут на ноги, встанут во весь рост — либо их добьют окончательно, под сладкие разговоры о «христианских добродетелях» и особой «русской духовности».  

Или другой пример — пресловутое русское «авось». То есть чрезмерное упование на случай, на чудо или на Бога, на то, что «повезет или пронесет». Конечно, вера в чудо является частью религиозной веры, но я уже как-то объяснял, что вера в Бога или вера в чудо — в подлинном христианском смысле — предполагает некое особое напряжение духа, и вовсе не является чем-то обычным. У нас же под этим «упованием на Бога» или «на чудо» или «на авось» чаще всего понимается чрезмерное упование на случай. И нередко — там, где есть возможность действовать вполне рационально и без особого риска. А нередко это упование на авось является следствием все той же глупости, лени, малодушия и безответственности, когда вместо того, чтобы предпринять нужные шаги, люди предпочитают полагаться на случай и на авось. То есть это опять-таки является проявлением некоей пассивности и безучастности.

Но это все тоже дебилизм. Который к христианству и православию никакого отношения не имеет. Более того, чрезмерное упование на Бога и на случай в христианстве считается тяжким грехом, искушением Бога. Напомню, что в Евангелии рассказывается, как во время искушения Христа дьяволом Христос был поставлен на край храма, после чего дьявол ему сказал: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». На что Христос ответил: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».

«Не искушай Господа Бога твоего» — значит, не злоупотребляй Его милостью и не уповай слишком на чудо (или везение) там, где без этого можно обойтись. Поэтому чрезмерное упование на чудо, на то, что «пронесет и обойдется» — вместо того, чтобы предпринять рациональные, нужные шаги для решения какой-то проблемы — рассматривается в христианстве как тяжкий грех, как некое помрачение духа или как проявление гордыни, а вовсе не как добродетель. «На Бога надейся — но и сам не плошай» — говорится во вполне здравой русской поговорке.

У нас же это упование на чудо или на авось стало еще одним каким-то национальным бедствием, еще одной патологией нашего национального менталитета. И эта патология проявляется во всем — и в том, как у нас ездят на дорогах, создавая угрозу и для своих жизней, и для жизней других людей, и в том, как у нас часто решают проблемы (или, точнее, их не решают), и как нередко у нас принимаются решения чиновниками. Ну, и результаты соответствующие — и на дорогах, и в экономике, и в стране в целом.

И эта патология очень серьезная. Причем в постсоветское время она развилась в настоящую национальную болезнь. Совки и вообще существа довольно безмозглые и очень сильно покалеченные советской властью, с полностью вывихнутыми мозгами, и нередко какой-нибудь россиянский силовик готов и в церкви свечку поставить, и в мечеть забежать, и в Сраиле головой об стенку побиться, а при поездке в Юго-Восточную Азию он еще и в буддийский храм заглянет, и там «на удачу» повяжет бантик или бросит монетку. И все это — в надежде, что он и дальше будет успешно воровать и продвигаться по службе, и его в один момент не возьмут за задницу и не потащат в тюрьму.

Какое отношение эта россиянская «духовность» постсоветских чиновников и прочих уродов имеет к православию или русской культуре? Никакого. И если за этим что-то и стоит, то обычное суеверие. Вера в то, что этому мордатому россиянскому вору хоть какие-то «высшие силы» помогут. Но, к сожалению, таких дебилов среди советских уродов — в том числе среди чекистов и генералов — немало. Советские готовы в любую шамбалу-хуямбулу поверить, лишь бы и дальше воровать и людишек гнобить.

И от этой патологии также нужно избавляться. И от веры в авось, и от всех этих глупых суеверий. Никакого отношения к православию, повторюсь, все это не имеет. Как не имеет никакого отношения к какой-то «духовности». И за всем этим скрывается все тот же дебилизм, лень, глупость, малодушие и прочие пороки — личные или социальные.                   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic