kirill_nav_1

Category:

В защиту неверующих

И еще по поводу этого скандала в Екатеринбурге вокруг строительства храма. Путин назвал противников строительства «безбожниками», телеведущий Соловьев так и вовсе назвал их «бесами». Но это все бред, конечно. Какая-то советчина навыворот. Причем бред — именно с точки зрения правильного понимания религиозной веры и христианства. Объясню, почему. 

Ведь что такое религиозная вера и вера в Бога? Строго говоря, это вера в невидимое. Более того — вера в невозможное. То, что доказать в принципе нельзя и что нельзя проверить (например, чудеса). Поэтому религиозная вера, вера в Бога (я сейчас преимущественно говорю о христианстве, но и в исламе и в иудаизме подходы к этому вопросу близкие, так как они тоже основаны на библейской традиции) — это нечто необычное. Обычным, нормальным, естественным состоянием человека как раз является неверие в Бога. Так как это просто требование здравого смысла, основанного на постоянном, ежедневном опыте. А вот вера в Бога — то есть в нечто невидимое и невозможное, с точки зрения обыденного опыта — есть что-то выходящее за пределы этого опыта и всего здравого смысла (в скобках заметим, что, строго говоря, вера в Бога не противоречит здравому смыслу и разуму — она просто имеет другой источник и природу).

И это не просто какая-то моя оригинальная трактовка — почитайте Библию. «И поверил Авраам Богу — и это вменилось ему в праведность». Вся заслуга Авраама, вся его праведность состояла только том, что он поверил в Бога, в том, что он слушал то, что говорил ему Бог (разными способами). Ходил туда, куда Он скажет, делал то, что Он просил. Вплоть до готовности принести в жертву своего сына.

И это проходит красной нитью через всю Библию: вера в Бога (в Того, в которого верил Авраам) — это что-то очень редкое, необычное, и такие люди и становились «героями» Библии (праотцами, праведниками, пророками и т.д.). Особенно это было необычно среди евреев, народа очень примитивного, приземленного, бессердечного и бездуховного, склонного к порокам и преступлениям и ставящего материальные блага превыше всего. 

Но может быть, в христианстве иначе? То же самое! Только в христианстве основой веры является не просто вера в Бога, а что-то уже совершенно немыслимое (и совершенно неприемлемое и даже оскорбительное для иудаизма) — что Бог стал человеком, то есть что Иисус Христос, сын плотника и Марии, есть воплотившийся в человеческую плоть Господь Бог. И именно этой веры требовал Христос от своих учеников и людей. «Веруешь ли ты, что Я Сын Божий?» — спрашивал Христос каждый раз у тех, кого Он исцелял. И каждый раз, когда творил чудеса.

При этом даже самые ближайшие его ученики, Апостолы, постоянно находились в сомнении. А один из них, Иуда Искариот, Его предал — очевидно, так и не поверив в то, что Христос — это Бог. Более того, после казни и погребения Христа — до Воскресения — его ученики пребывали в смущении и сомнении, а Петр трижды от Него отрекся. То есть даже для его ближайших учеников (и тем более — для остальных людей) вера в то, что Христос есть Сын Божий, вовсе не была данностью — наоборот, именно для того, чтобы в это поверить, требовалось «что-то свыше»: особое чистое сердце или некий духовный порыв.

Поэтому клеймить неверующих и атеистов (то есть неверующих, у которых их неверие развернуто в какую-то теорию — научную или философскую) —  дело глупое и нелепое. Даже святые — если почитать их жития — постоянно впадали в неверие, а для многих из них порыв веры происходил только в кратковременные моменты (например, перед смертью, если говорить о мучениках). И ПРИНУЖДАТЬ к вере, тем более насильно, или называть всех неверующих «безбожниками» — словно бы они уже совершили что-то постыдное или преступное — ни в коем случае нельзя.

И если человек неверующий — то это еще вовсе не значит, что он «бесноватый». Это может быть вполне обычный, нормальный и совсем неплохой человек. Может быть и бесноватый, да — но, как правило, это проявляется явным образом: если обычный неверующий и сам не верует, и к верующим относится довольно спокойно, то бесноватый проявляет особую агрессию и ненависть к религии и верующим. Вот большевики и коммунисты в массе своей были именно бесноватыми, на уровне своей коммунистической идеологии, и активно боролись с религией и верующими — разрушали храмы, уничтожали и преследовали верующих. Возможно, и среди организаторов этих протестов есть такие активные бесноватые. Но большинство людей, я думаю — просто обычные неверующие, которым не нравится слишком активная деятельность РПЦ или которым хочется оставить сквер.   

Наконец, еще один важный момент, который нужно понимать. Я уже писал чуть ниже, что особенность христианства состоит в том, что в его основе лежит свобода. Свобода человеческой воли. И вот именно поэтому существование Бога или Божественная природа Христа В ПРИНЦИПЕ недоказуемы. Никак. Ведь если бы было иначе — никакой заслуги человека в вере в Бога или в Христа уже не было бы, как нет заслуги в том, что мы верим в существование вещей, которые в данный момент не видимы, но существование которых мы можем доказать. Истинный Бог — Бог христианства — не может отнять у человека его свободу волю. Хотя чаще всего эта свобода человека есть свобода греха и преступления. Впрочем, это уже отдельная тема, почему свобода человека чаще всего означает свободу грешить и совершать преступления.     

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic