kirill_nav_1

Categories:

Православие должны быть красивым и привлекательным

Ну, кстати, опять-таки по поводу этого скандала в Екатеринбурге вокруг строительства храма и прочих дел православных. Выскажу свое личное мнение, сугубое ИМХО.

Так вот, я лично ко всей этой затее со строительством храмов в черте доступности населения отношусь довольно скептически. Что стоит за этой затеей — можно только гадать, а стоять может разное, причем одновременно совсем разное. Например, желание воцерковить население и сделать таинства христианства более доступными. То есть можно усмотреть в этом вполне обоснованную, с точки зрения богословия, миссионерскую миссию. А можно усмотреть попил бабла, желание получать больше церковных доходов и расширить свой бизнес. Причем в чисто современном, коммерческом таком духе — сделать, так сказать, услуги РПЦ более доступными для населения по месту жительства. И первое второму нисколько не противоречит, между прочим. 

Но многие проблемы Церкви сегодня — это не столько проблемы православия или даже самой Церкви, сколько России в целом, так как управляет РПЦ, по большому счету, почти такая же советская сволочь, что управляет и в целом Россией. То есть люди все это советские. Церковная поколенческая традиция Церкви в годы большевизма и советчины была практически прервана, и в Церковь в какой-то момент пошли совки. То есть люди, уже воспитанные в советчине. С совершенно вывернутыми мозгами, как и все советские. Нет, люди эти были далеко не самые плохие — какие-то возвышенные советские гуманитарные интеллигенты. Или наоборот — вчерашние упоротые сталинисты, которые решили Сралина и КПСС на Христа и Церковь поменять (или, что представляется уж совсем полным безумием и советским идиотизмом, все это даже как-то совместить). Или — в последние годы — обычные дельцы, путинского воспитания, уже россиянские. И хотя это нисколько не умаляет ни православие, ни действенность христианских таинств, все это, конечно, откладывает отпечаток на физиономию РПЦ. И рожа у нее не всегда приятная. Советская рожа. А если учесть, что поганые коммунисты и гебисты еще и очень плотно пасли все, что происходило в Церкви (и пасут до сих пор), и РПЦ очень сильно зависит от нынешнего уродливого путинского государства — то несколько странной и отталкивающей роже РПЦ и вовсе удивляться не стоит.   

Но если же отвлечься от всех этих реалий и немного пофантазировать о том, какой могла бы быть РПЦ в современной России, то, конечно, она должна быть примерно той же, какой когда-то была — то есть радостной, красивой и светлой. Именно в этом состоит сила русского православия. И пока Русская Церковь давала людям это ощущение неземной радости — русские люди считали православие своей плотью и кровью, и добровольно несли деньги и пожертвования, чтобы эта Церковь цвела и дальше.

Первый серьезный удар по этой Церкви, конечно, нанес наш Петруша-дурачок. Он что-то там посмотрел, как это все обстоит у протестантов, и решил нечто подобное и в России сделать. То есть превратил Церковь в министерство духовных дел, под управлением Синода — в сущности, обычных чиновников. Но это часто в России так происходит — наши дураки что-то подсмотрят, «как там в Европе», а потом тащат это в Россию, не понимая откуда и как это взялось в Европе, и как это все будет существовать в России. Поэтому многие реформы (особенно при Петре) заканчивались фиаско или безобразием.

В результате и служба клира в Церкви, и сами богослужения, и посещение служб и таинств стали частью имперской государственной машины. То есть государственной обязанностью и повинностью. А для христианства и особенно православия — это смерти подобно. Петруша-дурачок лишил РПЦ ее души, ее сущности. И с учетом того, что в это время и в Европе, и в России уже начался процесс широкой секуляризации (особенно в высшем и образованном обществе), все это нанесло огромный удар по православию в России. Расплатой стал большевизм с поганым Лениным и евреями во главе, которые, визжа от восторга, принялись крушить православие под самый корень.

Так вот, для нормального развития православия РПЦ нужно вернуться к истинным его основам. То есть сделать православие для людей привлекательным. Люди должны ходить в церковь как на праздник — как это и было всегда на Руси, а не как на какую-то непонятную территорию, где на них тут же вешают кучу вериг. Сейчас при входе в церковь тут же можно найти книги каких-нибудь монахов, Отцов Церкви, словно бы в монастыре. Для большинства людей все это неподъемные вещи. Духовная жизнь — штука очень тонкая, и пихать людям сразу правила монашеской жизни — это значит потерять их навсегда или сильно искалечить их духовное развитие.

Везде нужен разум. И рассудительность. И эти ценности вполне христианские. И вот этого нынешним попам очень часто не хватает. И их начальству тоже. Поэтому церковная политика сегодня — это что-то совсем непонятное. Не надо отталкивать людей, если они где-то не соответствуют христианским канонам. И готовить из людей монахов тоже не нужно. В христианстве, как и в любой духовной традиции, должно быть несколько степеней или кругов посвящения. Первый круг — для начинающих или проходящих. Второй — уже для тех, кто что-то принял и понял. Дальше — уже для людей в духовном смысле зрелых. И т.д. И здесь нужно много думать. Думать головой. Как организовать церковную жизнь, чтобы создать эти круги, и чтобы они были правильно выстроены.

Свобода — очень важная ценность христианства. Это то, что отличает его от всех прочих религий. И если сегодня церковная жизнь выстраивается вокруг обязанностей и правил, которые когда-то были написаны для монашествующих — то есть для людей высшего посвящения  — то нормальную церковную жизнь выстроить будет сложно. Особенно в РФ. И не нужно, на мой взгляд, пытаться воткнуть церкви в каждом дворе. Зачем? Постройте лучше один храм — но красивый, великолепный, который станет достопримечательностью города на века. Украсьте его хорошенько. Сделайте красивые службы. Создайте, не побоюсь этого слова, доброжелательную атмосферу и обстановку в самом храме — так, чтобы на людей уже на входе не кидались какие-то благочестивые советские бабки, возомнившие себя, видимо, ангелами-стражницами при входе в рай. И люди сами потянутся. 

Очень слабая литература. Жития святых или труды Отцов Церкви — это все прекрасно, но, еще раз повторюсь: те же труды Отцов Церкви — это уже серьезные богословские работы, «для продвинутых». Нет хороших книг ни для детей, ни для подростков. Или книг, помогающих человеку в современном мире — а мир со времен Отцов Церкви очень сильно изменился. Неужели во всей РПЦ нет десятка людей, которые могут написать такие книги? Не умеете сами — поучитесь у католиков, у них в этом смысле большой опыт, и литературу по катехизации они всегда писали неплохую. Или даже возьмите дореволюционный опыт — тогда тоже делали неплохие книги, для разных возрастов и сословий. 

То есть проблем полно, и пока даже нет их понимания, не говоря уже о поисках решений этих проблем. Сидит какой-то Легойда, с видом комсомольца, и вся деятельность РПЦ — в том же духе, в духе советского комсомола или партийных организаций. Или в духе эффективных менеджеров. А нафига людям еще одна контора под управлением все таких же бывших советских комсомольцев и эффективных менеджеров, только в рясах? Их и без того в Эрэфии хватает.                      

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic