kirill_nav_1

Category:

Что делать с "Суперджетом"?

Ну, и все-таки пара мыслей, собственно, об этом «Суперджете». Что делать с этим проектом? Я полагаю, что совсем закрывать этот проект все-таки глупо — в него уже вложено немало средств, и просто так отказываться от этого самолета было бы сейчас нецелесообразно. Но самолет проблемный. И все его проблемы можно разделить на три части: конструктивно-технические, проблемы обслуживания и эксплуатации и проблемы маркетинговые.

Первая часть проблем. Двигатели. Сначала на эти самолеты собирались ставить полностью российские двигатели, но потом, по непонятным причинам, стали ставить совместные российско-французские. И в этих двигателях большие проблемы с камерой сгорания, которую делают французы. Кроме того, эти двигатели висят довольно низко, что создает дополнительные проблемы — может произойти загрязнение при взлете с полосы низкого качества. То есть для этого самолета нужны хорошие взлетно-посадочные полосы (так же низко висят двигатели и на некоторых других лайнеров, но они и не летают на плохих аэродромах).

У «Суперджета», по отзывам пилотов, очень быстрая скорость набора высоты и ее сброса. Как на истребителе. Что не удивительно, учитывая, что его делали специалисты «Сухого». Проблема некритическая, но, очевидно, для ее решения нужны какие-то дополнительные шаги — например, большее количество датчиков, контролирующих эти процессы.

Он еще будет летать. Если довести его до ума, и если этим проектом будут заниматься серьезные люди.
Он еще будет летать. Если довести его до ума, и если этим проектом будут заниматься серьезные люди.

Нет аварийного выхода на крыло в середине самолета. Во время трагедии в «Шереметьево» это оказалось критически важным. Очевидно, серьезные проблемы с авионикой (тоже французской): если у самолета после попадания молнии отрубаются почти все автоматические системы и даже связь — это ненормально. Такого быть не должно.

То есть очевидно, что для решения всех этих проблем самолет нужно дорабатывать, и при этом полностью локализовать его производство в России.

Это важно и для решения второй части проблем — связанных с его техническим обслуживанием. В современной гражданской авиации техническая поддержка (от ремонта до логистики и сроков поставки запчастей) — критически важная вещь. И обеспечить хороший уровень сервиса и обслуживания этого самолета будет невозможно, если десятки деталей приходится ждать от тупых пиндосов и французов — которые поставляют эти запчасти и детали с большими задержками. Да, замена этих систем потребует дополнительных денег и вложений в проект, но, на мой взгляд, это единственный реалистичный способ создать из этого проекта (или на его основе) что-то дельное. То есть не только хороший и надежный самолет, но и самолет коммерчески привлекательный для авиакомпаний с точки зрения его обслуживания. Пусть некоторые системы будут попроще, но зато здесь не будет никаких неясностей.

Наконец, третья часть проблем — маркетинговая. Видимо, нужно проводить ребрединг этого самолета, то есть делать его под новой маркой, и при этом делать его, в первую очередь, для российских внутренних линий. Но с прицелом на выход в какой-то момент на мировой рынок. А это в перспективе — при выполнении указанных условий — вполне возможно, так как если самолет будет дешевле конкурентов, и это будет надежный самолет, который будет получать хорошее обслуживание, то он будет вполне привлекательным продуктом для многих мировых авиаперевозчиков. 

Сначала нужно обкатать этот проект внутри России — от процесса сборки до технического обслуживания и подготовки пилотов, и уже потом пытаться все это экспортировать. Кретины же, которые занимались этим проектом, сделали все наоборот: сразу начали его толкать на мировой рынок, в то время, как даже процесс его технического обслуживания был совсем сырым и неотработанным. Так не делают. Гражданская авиация — это не та область, где можно устраивать такие смелые авантюры. Тем более, если самолет совсем новый, а не какая-то модификация уже известного. И если у него такие разные поставщики запчастей и деталей по всему миру. Поэтому и результат получился соответствующим. Если этот проект делали и продвигали дебилы — трудно было ожидать чего-то другого.    

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic