kirill_nav_1

Categories:

Новые русские большие десантные корабли

Но 23 апреля, как известно, произошло еще одно важное событие для русского флота: на верфи «Янтарь» в Калининграде были заложены два новых больших десантных корабля — «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». И хотя сообщалось, что эти корабли будут строиться по проекту 11711 (по тому же проекту, по которому построены «Иван Грен» и «Петр Моргунов») — на самом деле это не совсем так.

Эти два новых корабля, судя по всему, будут строить по новому проекту (на основе проекта 11711), и они будут довольно существенно отличаться от «Ивана Грена» и «Петра Моргунова». Общее представление об облике этих кораблей можно составить по изображению силуэта корабля на стенде во время официальной церемонии их закладки в Калининграде.

Общий облик кораблей «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» на стенде во время официальной церемонии закладки кораблей 23 апреля в Калининграде.
Общий облик кораблей «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» на стенде во время официальной церемонии закладки кораблей 23 апреля в Калининграде.

Во-первых, очевидно, вся планировка десантного корабля претерпела серьезные изменения. Я в свое время (в другом бложиге) очень подробно останавливался на проблеме проведения морских десантных операций в дальней морской зоне, а также на тех требованиях, которым должны отвечать десантные корабли в современных условиях, — и тогда я очень сильно ругался по поводу этого проекта «Ивана Грена». Особенно сильное негодование у меня вызывал этот дурацкий кран, который тупые конструкторы из «Невского ПКБ» воткнули прямо в центр корабля: «Уберите этот чертов кран из центра корабля, тупицы советские!» — возмущался я тогда. 

Грузовой кран, который тупые конструкторы из "Невского ПКБ" воткнули прямо в центр "Ивана Грена", портит весь корабль и вызывает у меня особенное возмущение.
Грузовой кран, который тупые конструкторы из "Невского ПКБ" воткнули прямо в центр "Ивана Грена", портит весь корабль и вызывает у меня особенное возмущение.

И вот, похоже, эти тупицы все же прислушались к моим гневным и возмущенным призывам (или сами догадались), и этот чертов кран прямо в центре корабля они все-таки убрали. И теперь вся надпалубная надстройка представляет собой единый комплекс. Что сразу же позволило освободить и резко увеличить кормовую часть корабля для размещения дополнительного количества вертолетов и увеличения размеров вертолетного ангара.

А во-вторых, по некоторым сообщениям, и размеры и водоизмещение корабля будут увеличены — до 7-8 тыс. тонн вместо 5 тыс. тонн у «Ивана Грена» и «Петра Моргунова». Что позволит не только увеличить количество размещенной техники и морских пехотинцев, но и опять-таки увеличить количество вертолетов. Так что, судя по всему, эти два новых десантных корабля смогут нести до 6-7 крупных десантных или противолодочных вертолетов (плюс, наверное, какие-то небольшие беспилотники).

Закладная доска нового большого десантного корабля "Владимир Андреев", заложенного в Калининграде 23 апреля 2019 года, с силуэтом корабля. Этот дурацкий кран убрали, наконец - и получился совсем другой корабль. Хотя надпалубную постройку можно сдвинуть еще ближе к носу - освободив еще больше места для вертолетов и ангара.
Закладная доска нового большого десантного корабля "Владимир Андреев", заложенного в Калининграде 23 апреля 2019 года, с силуэтом корабля. Этот дурацкий кран убрали, наконец - и получился совсем другой корабль. Хотя надпалубную постройку можно сдвинуть еще ближе к носу - освободив еще больше места для вертолетов и ангара.

А это «уже что-то». Это уже превращает проект 11711 в нечто и в самом деле похожее на десантный корабль, а не просто в транспортно-экспедиционный, каковыми по сути являются «Иван Грен» и «Петр Моргунов» (то есть которые по сути являются обычными грузо-пассажирскими кораблями для перевозки грузов, техники и людей, но с несколько улучшенными возможностями по их загрузке-выгрузке).

Возникает вопрос: а предусмотрена ли в этом новом проекте доковая камера и десантные катера? Думаю, что нет. Все-таки даже водоизмещения в 7-8 тыс. тонн — маловато для размещения доковой камеры. Для этого корабль должен иметь водоизмещение, как минимум, в 10-12 тыс. тонн.

Спуск на воду "большого десантного корабля" (хотя по сути - транспортно-экспедиционного) "Петр Моргунов" на верфи "Янтарь" в Калиниграде 25 мая 2018 года.
Спуск на воду "большого десантного корабля" (хотя по сути - транспортно-экспедиционного) "Петр Моргунов" на верфи "Янтарь" в Калиниграде 25 мая 2018 года.

Но все же это прогресс. Честно говоря, я к этому проекту отношусь весьма скептически: как известно, «Иван Грен» является развитием советского проекта «десантных кораблей» проекта 1171 «Тапир», а этот проект, в свою очередь, сделали на основе обычного сухогруза. И я сильно сомневаюсь, что путем постепенного улучшения и ряда «итераций» этого проекта в итоге можно будет получить из обычного сухогруза хороший современный десантный корабль. Мотивы такого развития проекта вполне понятны: всегда лучше опираться при создании нового проекта на более старый проект и на полученный опыт, к тому же корабли по такому проекту проще строить, так как многие технологии и поставщики уже были задействованы при строительстве кораблей по предыдущему проекту. А при создании совсем нового проекта риски слишком велики. 

Но все же, я думаю, что здесь стоило бы рискнуть, и попытаться сделать нормальный современный десантный корабль, а потом развивать этот проект. Например, сдвинуть надпалубную постройку еще дальше к носу — как это сделано на многих современных десантных кораблях. А не пытаться бесконечно переделать советский сухогруз в современный десантный корабль. Впрочем, я на эту тему уже подробно писал (в том числе о том, какие десантные корабли могла бы строить Россия), повторяться не буду.             

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic