Categories:

Арт-Парк "Тучков Буян" в Петербурге

И все-таки возвращаясь к проекту Арт-Парка «Тучков Буян» (назовем его пока так). Подводя итоги сказанному ранее, и более подробно о некоторых аспектах этого проекта.

1). Идея продлить прогулочную набережную от Биржевого до Тучкова моста сама по себе очень правильная, но здесь есть одна проблема: «дворец Бирона», как известно, расположен практически у самого берега, почти вплотную примыкая к Малой Неве. То есть сделать эту достаточно узкую набережную у «дворца Бирона» удобной для прогулок довольно сложно.

Поэтому ее тоже нужно немного реконструировать. То есть расширить — примерно как на картинке ниже. Как это лучше сделать — «насыпав» дополнительный участок суши напротив «дворца Бирона», или пристроив отдельную платформу на сваях — это уже вопрос к инженерам, но ничего принципиально сложного в этом нет. В Копенгагене или Амстердаме таким образом существенно увеличили площадь города, а здесь — всего-то и нужно немного увеличить ширину прогулочной набережной.

Набережную у "дворца Бирона" нужно расширить - примерно по синей линии.
Набережную у "дворца Бирона" нужно расширить - примерно по синей линии.

2). Естественно, сам «дворец Бирона» представляет особую ценность для всего этого проекта. Это уникальное здание, и если правильно им распорядиться — оно не только отлично впишется во весь этот проект Арт-Парка, но и станет важным объектом для всего города, одной из его достопримечательностей.

Так выглядела эта часть города в 1913 году. Протоку вокруг Ватного острова, на котором находился казенный спиртоочистительный завод, вскоре засыпали.
Так выглядела эта часть города в 1913 году. Протоку вокруг Ватного острова, на котором находился казенный спиртоочистительный завод, вскоре засыпали.

В чем состоит уникальность этого здания, я уже объяснял. Построенное в 1763—1772 годах по проекту А. А. Деденева и А. Ринальди, оно представляет большую историческую и культурную ценность, и внешне, если его привести в порядок, выглядит очень привлекательно (не случайно его прозвали «дворцом»). В то же время — поскольку строилось это здание в качестве склада для пеньки и льна — его внутреннее устройство никакой особой культурной и исторической ценности не представляет. А значит, проведя соответствующую реконструкцию внутренних помещений, из него можно сделать все, что угодно.

"Дворец Бирона и барки". Картина Остроумовой-Лебедевой, 1916 год.
"Дворец Бирона и барки". Картина Остроумовой-Лебедевой, 1916 год.

Площадь здания — огромная, это крупнейшее здание во всем этом районе. И было бы глупо не использовать его близость к Арт-Парку. Нужно обязательно включить его во весь этот проект, вписав его в этот парковый ансамбль и приспособив его для своих целей. Что там внутри и как выглядят помещения внутри этого здания — я не знаю, но, судя по тому, что какое-то время, в 1990-е годы, там располагался военно-космический кадетский корпус, в нем вполне можно устроить, среди прочего, и хорошую гостиницу.

Декоративная решетка на балконе "дворца Бирона".
Декоративная решетка на балконе "дворца Бирона".

Конечно, это потребует серьезных вложений, но вот здесь, я думаю, найти частных инвесторов будет несложно: не каждый день такое уникальное здание, с такой площадью, в таком месте и с такими шикарными перспективами, которые откроются после строительства арт-парка, передается в пользование. И, если разработать грамотный проект и вложить нужные средства — гостиница из «дворца Бирона» может получиться просто шикарная. Которая вполне может войти в список лучших и наиболее популярных гостиниц Санкт-Петербурга.

Из этого здания можно сделать отличную гостиницу. Не хуже "Астории".
Из этого здания можно сделать отличную гостиницу. Не хуже "Астории".

К тому же здесь и саму историю этого здания, связанную с именем могущественного и загадочного герцога Курляндии, Эрнста Иоганна Бирона, вполне можно использовать для создания привлекательного имиджа для этой гостиницы. А загадки там есть. Скажем, историки (еще до революции) так и не нашли никаких документов, которые указывали бы на то, что Бирон имел какое-то отношение к строительству этого здания. Однако почему-то на декоративных решетках на балконах этого здания, а также на решетке, окружавшей это здание, созданных по рисункам Ринальди, стоят вензеля Бирона, — точно такие же, как на решетках в его «родовом» Рундальском дворце в Курляндии (ныне Латвии) — монограмма EJ – Ernst Johann

Решетка на балконе "дворца Бирона" в Петербурге - с монограммой Бирона.
Решетка на балконе "дворца Бирона" в Петербурге - с монограммой Бирона.

Не случайно это здание всегда было окутано тайнами и привлекало внимание историков и поэтов. Особенно Георгия Иванова, который вообще много интересовался загадочной фигурой этого фаворита Анны Иоанновны периода «немецкого засилья».

Там Би́рона дворец и парусников снасти.
Здесь бледный луч зари, упавший на панель,
Здесь ветер осени, скликающий ненастье,
Срывает с призрака дырявую шинель.


И вспыхивает газ по узким переулкам,
Где окна сторожит глухая старина,
Где с шумом городским, размеренным и гулким,
Сливает отзвук свой летейская волна.

Эрнст Иоганн Бирон (1690 - 1772). Герцог Курляндский, граф Священной Римской империи, обер-камергер Российской Империи. После смерти Анны Иоанновны в 1740 году был отстранен от власти, сослан в Тобольск, а затем в Ярославль, но впоследствии реабилитирован.
Эрнст Иоганн Бирон (1690 - 1772). Герцог Курляндский, граф Священной Римской империи, обер-камергер Российской Империи. После смерти Анны Иоанновны в 1740 году был отстранен от власти, сослан в Тобольск, а затем в Ярославль, но впоследствии реабилитирован.

В общем, здесь можно вокруг всей этой истории и фигуры Бирона выстроить нужный имидж, связав его с тайнами и интригами столицы Российской Империи 18 века. Что сделает гостиницу еще привлекательней (особенно для немцев). И, естественно, как и во всех современных гостиницах высокого класса, помимо, собственно, гостиничных номеров и гостиничного сервиса, в ней также можно будет разместить конференц-зал, арт-студию или выставку — например, выставку картин и предметов из запасников Эрмитажа и Русского музея, связанных с эпохой правления Анны Иоанновны и герцога Бирона.

3). Помимо расширения набережной у «дворца Бирона», и вся набережная парка требует тщательной проработки. Нужны будут спуски к воде, а также причалы для теплоходов и катеров. При этом корабли и яхты там смогут приставать достаточно крупные, так как все мосты через Малую Неву — включая Биржевой мост и Тучков мост — являются разводными.

4). Наконец, все это должно быть встроено в один проект, в единый парковый ансамбль, в единый торгово-развлекательно-туристическо-гостиничный кластер. От самого парка до «дворца Бирона». И тогда весь этот парк и весь этот квартал превратится в один из главных центров деловой, культурной и общественной жизни всего Петербурга.  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic