kirill_nav_1

Category:

Философские беседы у Обогуева — 2

Философские беседы у Обогуева — 1

Кроме того, Обогуев раскритиковал марксистов и Ульянова за определение материи. Редкий случай, пришлось вступиться за Ульянова — так как в целом данное им определение материи вполне корректно (далее цитата):

«Материя есть философская категория»... то есть конструкция сознания.
====
Нет, здесь у Ульянова все более-менее корректно. "Материя" — это, прежде всего, понятие, философская категория, которая — как и все наши понятия — конечно же, является конструкцией нашего сознания. Но это понятие служит нам (в философии) для обозначения (называния) некоей "объективной реальности" — то есть того, что нашим сознанием (или его конструкцией) уже не является.

Что такое "лошадь"? Это слово, понятие, смысловая и лингвистическая конструкция нашего сознания и языка. Но этим словом, понятием, мы называем и обозначаем нечто, что существует независимо от нашего сознания, объективно — животных определенного рода или отдельных представителей этого рода (а также изображения этих животных). Из этого вовсе не следует, что лошадей объективно не существует и что "лошадь" — это только конструкция нашего разума.

Вот так же и с "материей". Конечно, это, прежде всего, понятие, философская категория. Но с его помощью мы обозначаем некую объективную реальность. И весь вопрос, что это за объективная реальность и существует ли она вообще (ведь многие философские учения отрицали существование этой реальности).

======(конец цитаты)======

И далее я пояснил, в чем, на мой взгляд, состоит проблема в определении материи, данном Ульяновым (далее цитата):

Проблем в определении "материи" Ульяновым, на мой взгляд, две:

1). Объективная реальность (а я, в отличие от различных форм философии солипсизма, признаю существование объективной реальности — то есть реальности, которая существует вне и независимо от нашего сознания) вовсе не исчерпывается только материей. Скажем, я полагаю (в отличие от Канта), что пространство и время также существуют объективно. Но при этом довольно очевидно, что пространство и время отличны от того, что мы называем "материей" (пространство и время НЕ материальны).

2). Наше восприятие объективного мира ("материи"), очевидно, вовсе не является его "копией" или "фотографией". Каков объективный мир без нашего сознания — этого мы, строго говоря, не знаем. Но мы можем точно сказать, что то, каким мы его воспринимаем (видим, слышим, ощущаем), в значительной степени зависит от особенностей нашего сознания (в том числе нередко — индивидуальных особенностей).

Скажем, вполне очевидно, что "объективно" мир не является цветным. Объективно в нем нет цветов, а есть лишь электромагнитные волны различной длины. И цветным наш мир делает (для нас) наше сознание — это наше сознание, следуя каким-то своим правилам, "окрашивает" окружающий нас мир в различные цвета. И то же самое можно сказать и про другие наши ощущения и восприятия.

====(конец цитаты)=====

Ну, и кроме того, не смог пройти мимо товарища Гегеля и его «диалектики». Ничего нового — обо всем этом я уже очень подробно писал ранее, но оставлю на всякий случай и этот пассаж (далее цитата):

Ну да. На мой взгляд, и "философия Гегеля" — это в значительной части чистое шарлатанство. Вот как, например, Гегель определял звук:

"Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота".

А уж "марксистская диалектика" — это просто громкое гоготание еврея Маркса и его друга Фридриха над философией и человеческим разумом. "А мы вам еще и вот такое втюхаем, под видом "гегелевской диалектики". И вы будете это слушать и обсуждать! Бу-га-га!" Но по этой причине марксизм оказался очень удобен и эффективен для всякого рода демагогии и оболванивания масс (так что многие советские до сих пор с "диалектикой" носятся, и всюду "диалектическое единство противоположностей" и "спирали развития" ищут).

Англичане, когда они лабали и продвигали "марксизм" и "научный коммунизм" через своих агентов Маркса и Энгельса, нашли прекрасное применение для "философии Гегеля" (а в философии, надо признать, англичане всегда разбирались неплохо, и всегда умело использовали ее в своих политических целях).

====конец цитаты====

Вот как-то так. Есть, есть еще среди русских людей интерес к философии и к философской мысли. И это радует. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic