kirill_nav_1

Category:

Философские беседы у Обогуева — 1

Сергей Обогуев тут решил свою философскую систему изложить. В основе своей — ничего нового, перепевы старых идей Пифагора и Платона. Но Обогуев имеет неплохое физико-математическое образование, человек думающий, любознательный, много читает. И поэтому постановка им некоторых философских проблем представляется мне весьма интересной — и в целом, надо признать, вполне правильной.

Не смог удержаться, вступил в дискуссию. В частности, вкратце изложил основы моей метафизики — в том числе дал мое объяснение тому, почему и как мы можем успешно применять математику при описании природы. Далее — цитата моего высказывания (оставлю у себя, на всякий случай): 

Сама мысль о том, что есть какой-то мир идей, отличный от мира материального, есть продукт бинарной человеческой логики.
====
Мне тоже так кажется. Если мы допускаем существование идеального мира чисел вне нашего сознания, следующим шагом мы должны допустить существование идеального мира вещей — то есть платоновских эйдосов (что Платон и сделал после Пифагора). Но после этого мы впадаем в такое количество неразрешимых проблем, парадоксов и откровенных глупостей, что устранить все эти проблемы греки так и не смогли, как они ни старались.

Но как ответить на вопрос, поставленный автором: почему природа ведет себя в соответствии с идеальными конструкциями, рождаемыми человеческим сознанием? Причем, как верно заметил автор (а до него — Кант), нередко природа ведет себя в соответствии с нашими АПРИОРНЫМИ понятиями и представлениями (то есть существующими в нашем разуме до всякого опыта и возникающими в нашем разуме вне всякого опыта, из принципов самого нашего разума). Как это объяснить? 

Очевидно, это можно объяснить только тем, что наш разум (сознание) функционирует подобно тому, как "функционирует" природа. То есть строение нашего разума онтологично — оно подобно строению объективного мира.

Но если мы отвергли возможность объективного существования чисел и идей в каком-то отдельном от нашего разума идеальном мире, то это подобие нашего разума природе может означать только одно: наш разум (сознание) подводит все многообразие опыта под единство нашего разума, под единство нашего "Я". А понятия и числа — это промежуточные инструменты, которыми оперирует наш разум для подведения всего под собственное единство.

А значит, и объективный материальный мир "функционирует" подобным же образом, то есть он существует как постоянное подведение всего под некое единство — единство всего мира. И это единство и есть само бытие, то, что придает всему бытие. А множественность же возникает из материи.

И, таким образом, мы приходим к выводу о дуалистичности нашего мира, то есть что наш мир имеет два независимых начала — материю (которая ответственна за множественность и многообразие природы) и Единое (оно же есть Бытие). И только в соединении этих двух начал возникает и существует действительный мир сущего. 

Что позволяет соединиться эти двум началам? Очевидно, пространство и время. Наш мир Един в пространстве и времени, но при этом пространство и время позволяют одновременно существовать многому — в одном и том же Едином мире. Отсюда следует вывод, что применимость математики к описанию объективного мира объясняется пространством и временем. Математика (и это также очень хорошо показал Кант) есть чистое описание пространства и времени (без материи в них). И, следовательно, с помощью математики мы можем априорно описать любые формы в пространстве и времени, в которых могут нам встретиться вещи или природные явления в нашем опыте. Иначе говоря, через математику мы описываем не столько материю и поведение материи, сколько пространство и время, в которых существует (или может существовать) материя.

Математика — это особый язык нашего мышления, с помощью которого мы можем описать пространство и время. А значит, можем (иногда — априорно, до всякого опыта) описать и поведение материи в этом пространстве и времени. Но никакой объективной математики, существующей отдельно от нашего разума в некоем идеальном мире, конечно же, нет.

Вот примерно так я разрешил для себя эту философскую проблему.-) В духе Аристотеля и Канта, а не Пифагора и Платона. (конец цитаты)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic