kirill_nav_1

Categories:

Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм. — 56

Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20), (21), (22), (23), (24), (25), (26), (27), (28), (29), (30), (31), (32), (33), (34), (35), (36), (37), (38), (39).

Уточнение метафизики из современной физики: (40), (41), (42), (43), (44), (45), (46), (47), (48).

Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта: (49), (50), (51), (52), (53), (54), (55),

Таким образом, представление о едином Мировом времени (или Абсолютном времени, в терминах Ньютона) не только прямо следует из любого философского реализма (то есть из признания, что материальный мир существует объективно, независимо от нашего сознания), но и негласно вполне признается современной физикой — в частности, в «постулате» о постоянстве скорости света как предельной скорости взаимодействия в пространстве, а также в «законе сохранения энергии». 

А что с пространством? То, что пространство одно и едино для всей Вселенной, — это также прямо следует из философского реализма. Как и то, что пространство также имеет какое-то абсолютное измерение — чему доказательством опять-таки служит постоянство скорости света, которая никак не зависит от относительного движения локальных систем или от свойств локального пространства и времени. Движение света, очевидно, есть некое «абсолютное движение», движение в абсолютном пространстве и абсолютном времени. Но что по этому поводу писал Ньютон? Вот что:

II. Абсолютное пространство по самой своей природе безотносительно к чему бы то ни было внешнему остаётся всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространств подземного воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно Земли. По виду и величине абсолютное и относительное пространства одинаковы, но численно не всегда остаются одинаковыми. Так, например, если рассматривать Землю подвижною, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остаётся всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешёл, и, следовательно, абсолютно сказанное пространство беспрерывно меняется.

III. Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным. Я говорю «часть пространства», а не положение тела и не объемлющая его поверхность. Для равнообъёмных тел места равны, поверхности же от несходства формы тел могут быть и неравными. Положение, правильно выражаясь, не имеет величины, и оно само по себе не есть место, а принадлежащее месту свойство. Движение целого то же самое, что совокупность движений частей его, т. е. перемещение целого из его места то же самое, что совокупность перемещений его частей из их мест, поэтому место целого то же самое, что совокупность мест его частей, и, следовательно, оно целиком внутри всего тела.

IV. Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного его места в другое, относительное—из относительного в относительное же».

Как мы видим, концепция Ньютона об абсолютном и относительном пространстве выглядит гораздо сложнее и запутанней, чем концепция об абсолютном и относительном времени. И это вполне понятно: ведь задать пространство мы можем только через систему отсчета, а всякая система отсчета относительна. Кроме того, если мы говорим о движении в пространстве, то мы уже подразумеваем и время — абсолютное или относительное, а у Ньютона никакой прямой связи между временем и пространством нет. 

Но главная проблема этой концепции Ньютона все же состоит в том, что если мы говорим об Абсолютном пространстве и абсолютном месте, то это предполагает, что мы можем задать Абсолютную систему отсчета. И здесь наше представление о едином Мировом пространстве и едином Мировом времени уже довольно сильно расходится с представлениями Ньютона. Впрочем, и сам Ньютон все же, похоже, понимал, что его Абсолютное пространство не может предполагать Абсолютной системы отсчета: «Может оказаться, что в действительности не существует покоящегося тела, к которому можно было бы относить места и движения прочих». Очевидно, здесь Ньютон имеет в виду, что «покоящееся тело» находится в неком «абсолютном месте» покоя, к которому мы можем привязать Абсолютную систему отсчета, но после некоторых размышлений у Ньютона все же возникают большие сомнения в том, что такое тело и «абсолютное место», в котором находится это тело, можно будет где-то отыскать. Что как бы ставит под сомнение и представления Ньютона об Абсолютном пространстве с его «абсолютными местами». 

Что ж, не будем слишком строги к Ньютону — как и все англичане, он нередко путался, и при этом постоянно подглядывал к Аристотелю, однако вклад Ньютона в развитие физики, несомненно, значительный.  

Откуда вытекает эта ошибка Ньютона, как и ошибочность всей его концепции об Абсолютном и относительном пространстве и времени в целом, — вполне понятно: у Ньютона не только пространство и время (Абсолютное и относительное) существуют как-то отдельно друг от друга, но и Абсолютное время и Абсолютное пространство никак не связаны с относительным временем и пространством. Точнее сказать, относительное пространство и время есть лишь эмпирическое обнаружение Абсолютного пространства и времени, то есть последние являются «причиной» первых, как сущность есть «причина» явления, и при этом остается совершенно непонятно, почему Абсолютное время и пространство остаются «невидимыми» сами по себе, и зачем еще существуют относительное время и пространство.

Поэтому, в целом принимая концепцию Ньютона о существовании Абсолютного времени и пространства и относительного времени пространства (или, в нашей терминологии, единого Мирового времени и Мирового пространства и локального времени и пространства), мы должны уточнить, как они связаны и соотнесены между собой — и в рамках нашей метафизики, и в рамках физики. И чуть позже мы это сделаем, пока же — дабы завершить обзор представлений Ньютона о природе пространства и времени — посмотрим, что думал Ньютон в целом о том, что есть пространство и время:

 «Как неизменен порядок времени, так неизменен и порядок частей пространства. Если бы они переместились из мест своих, то они продвинулись бы (так сказать) в самих себя, ибо время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего. Во времени всё располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве— в смысле порядка расположения. По самой своей сущности они суть места, приписывать же первичным местам движения нелепо. Вот эти-то места и суть места абсолютные, и только перемещения из этих мест составляют абсолютные движения».

Здесь очень важно, что Ньютон понимал, что пространство и время есть то, что придает нашей Вселенной порядок. А это уже мысль очень важная не только для физики, но и для философии — мысль, которая в рамках нашей философии является ключевой. Ведь мы также утверждаем, что объективное Ratio нашего мира задается не каким-то Нусом или Разумом, а именно пространством и временем, которые «связывают» бытие и материю воедино, порождая действительный мир сущих материальных вещей. Пространство и время, если угодно, это и есть объективный «Разум» нашей Вселенной.

Более того, мы утверждаем, что пространство и время не только есть то, посредством чего происходит упорядочивание материи, как локальных физических систем — а что вообще все «законы природы», которые изучает физика, в основе своей есть правила динамического процесса по упорядочиванию локальных физических систем посредством синхронизации локального времени и пространства в локальных физических системах. И в этом смысле Абсолютное время и пространство и относительное время и пространство выступают дополнительными и необходимыми друг для друга, так как это упорядочивание материи не только должно быть динамическим процессом, связанным с локальными физическими системами — что предполагает относительное (локальное) пространство и время, но в этом процессе должно быть то, из чего и к чему направлен этот процесс, то есть что служит принципом этой динамической синхронизации локального времени и пространства — и таким принципом, конечно, может служить только Абсолютное время и пространство, которые одни и одинаковы для всех локальных систем во всей областях Вселенной.

Наконец, отметим, что пространство и время Ньютон определяет также как «вместилище» — «вместилище самих себя и всего существующего». И мы ранее пространство определили примерно таким же образом — как «пустоту», все предназначение которой в отношении материи состоит в том, чтобы вмещать ее в себя, тем самым придавая материи бытие и делая ее причастной бытию. И при этом, говорили мы, степень «пустотности» «пустоты» пространства может быть разной — то есть пространство может быть заполнено материей (веществом) по-разному, что также является некоей мерой упорядочивания материи — как «глубины» этой пустоты, и мерой этой заполненности пространства веществом является физическая величина «масса». 

Кроме того, говорили мы, и само «пустое пространство» (без материи в нем) может быть «пустым» по-разному — уже через то, как течет в этой локальной области пространства локальное время (например, в «пустом пространстве» вблизи гравитирующего тела). И в результате «пустое пространство» приобретает «псевдовещественные» свойства — так что оно может быть «более пустым или менее пустым», «более плотным или менее плотным», что придает ему сходство с какой-либо вещественной средой (например, жидкостью или газом). Но подробнее об этом мы также поговорим чуть далее.              

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic