kirill_nav_1

Categories:

Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм. — 55

Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20), (21), (22), (23), (24), (25), (26), (27), (28), (29), (30), (31), (32), (33), (34), (35), (36), (37), (38), (39).

Уточнение метафизики из современной физики: (40), (41), (42), (43), (44), (45), (46), (47), (48).

Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта: (49), (50), (51), (52), (53), (54),

Таким образом, если мы исходим из признания существования объективного мира (в том числе объективного материального мира), независящего от человека и его сознания — то есть если мы исходим из философского реализма, то возможность нашего познания объективного материального мира в физике обусловлена двумя обстоятельствами — «субъективным» и «объективным».

«Субъективное» обстоятельство состоит в том, что наш разум един, и вся деятельность нашего мышления состоит в подведении эмпирического опыта — через наши понятия и категории (включая наши математические и геометрические представления) — под единство нашего разума. И это единство нашего разума и есть его ratio, и это единство и придает нашему разуму онтологическую и онтическую природу, то есть превращает его в онтологическую и онтическую реальность — ведь и бытие есть Единство, а наш действительный актуальный мир — как «сущее бытие», как некое «соединение» бытия и материи — причастен бытию потому, что он един. 

А «объективное» обстоятельство состоит в том, что наш действительный мир причастен бытию через пространство и время, и при этом наш мир — как Единство — определяется через единое Мировое время и единое Мировое пространство. И это единое Мировое время и единое Мировое пространство — как условия Единства нашего материального мира — и задают все правила для упорядочивания и поведения локальных физических систем, локальное время и пространство которых должны быть синхронизированы с единым Мировым временем и единым Мировым пространством.

И поэтому когда физики рассматривают какие-то физические системы и явления, они — из единства своего разума — как бы мысленно становятся на «точку зрения» из единого Мирового времени и единого Мирового пространства, так что все локальные физические системы для них уже существуют в одном и едином пространстве и времени (пусть только мыслимых). То есть физики смотрят на мир «из бытия» — из бытия своего разума как единства, и тем самым они определяют мир в его отношении к бытию через его определение в отношении единого Мирового времени и единого Мирового пространства. И поскольку все правила упорядочивания локальных физических систем и объективно задаются единым Мировым временем и Мировым пространством — как правила синхронизации локальных физических систем — этот взгляд физиков «из бытия» (из бытия своего разума) оказывается объективно обусловленным и обоснованным — обоснованным тем, что мир и объективно существует как Единство через соотнесение к единому Мировому времени и единому Мировому пространству, через которые материальный мир определяется как бытие, как «сущее бытие», как бытие-в-материи.  

И здесь, раз уж мы заговорили об этом едином Мировом времени и Мировом пространстве как об Абсолютном времени и пространстве, будет очень полезно вспомнить старину Ньютона — который, как и мы, различал Абсолютное и относительное (локальное) время и Абсолютное и относительное (локальное) пространство. Это будет полезно для того, чтобы лучше понимать, что мы понимаем под единым Мировым временем и Мировым пространством, и чем они отличаются от того, что понимал Ньютон под Абсолютным временем и Абсолютным пространством.

Вот как Ньютон определял Абсолютное время:

Абсолютное, истинное и математическое время само по себе и из своей собственной природы течет равномерно, безотносительно к чему-либо внешнему, и по другому имени называется длительностью. Относительное, кажущееся и обыденное время - это некоторая разумная и внешняя (точная или неравномерная) мера продолжительности истинного (математического) времени, постигаемая с помощью чувств и посредством движения, которая в обыденной жизни используется вместо истинного времени, как-то: час, день, месяц, год.

Из этого определения ясно, что Абсолютное время Ньютона не зависит от локальных физических систем или от того, как мы его обнаруживаем и измеряем, и оно всегда «течет» равномерно. А относительное время мы определяем через чувства, в нашем эмпирическом опыте, через движение в локальных физических системах. Если же рассматривать этот вопрос с философской точки зрения, то Абсолютное время Ньютона есть некая «метафизическая» величина, «мнимая величина» — в том смысле, что оно существует только математически, но не эмпирически, а эмпирически оно «проявляет» себя различным образом как относительное время через движение.

Заметим, что эти представления Ньютона об Абсолютном и относительном времени, строго говоря, не противоречат представлениям современной физики — то есть из этого определения вовсе не следует, что Абсолютное время в локальных физических системах — как относительное (локальное) время — всегда будет  «проявлять» себя одинаково. И вполне можно допустить, что это Абсолютное время в каких-то локальных системах будет течь быстрее или медленней, в зависимости от особенностей этой локальной системы.

Однако сам Ньютон, видимо, все же полагал, что Абсолютное время во всех локальных физических системах — как относительное время — всегда проявляет себя и течет одинаково, и поэтому относительное время в локальных системах всегда одно и то же, и различие состоит лишь в виде движения, через которое мы определяем относительное время (а через него — Абсолютное время), а также в наших способах определять (измерять) это время.

Но если внести эту оговорку — что относительное время зависит от условий локальных физических систем, и поэтому в различных физических системах оно может течь по-разному (где-то быстрее, где-то медленней) — то определение Ньютона Абсолютного времени будет близко к тому, что мы понимаем под единым Мировым временем. Ведь в нашем понимании, это единое Мировое время не существует актуально в локальных физических системах, и в них всегда существует только локальное время, а единое Мировое время есть лишь условие Единства всего мира, и потому скорее выступает как принцип, задающий правила синхронизации локальных физических систем. Единое Мировое время есть лишь нечто мыслимое, что исходит из бытия, так что в любой актуальный момент времени «теперь» в любой локальной системе отсчета мы подразумеваем и мыслим, что это «теперь» существует для всей Вселенной, — то есть что в это мгновение «теперь» существуем не только мы сами и окружающие нас предметы как локальная физическая система, а что в это мгновение «теперь» и весь мир как целое также существует. То есть представление об Абсолютном времени прямо следует из философского реализма, из признания того, что объективный мир существует независимо от нашего сознания, и при этом наш мир Един. 

Но все это пока чисто философские рассуждения, которые, на первый взгляд, к физике прямого отношения не имеют. Мы же сейчас говорим не просто о философии и метафизике, а о проблемах самой физики как проблемах философских. И поэтому для того, чтобы все эти рассуждения получили какое-то значение для физики, нам нужно их перевести на язык самой физики. Иначе говоря, «какые вашы доказательства?» Какие доказательства можно привести в пользу того, что единое Мировое время — это не просто философское представление, которое само по себе ничего не дает для физики, но что это Мировое время и в самом деле каким-то образом присутствует в нашем действительном материальном мире? Есть ли у нас какие-либо доказательства этому? Да, есть. И даже не одно, а, как минимум, два (можно привести и больше, но эти два наиболее очевидные и существенные). 

Первым доказательством этого, конечно, служит постоянство скорости света как предельной скорости взаимодействия физических систем в пространстве — «постулат», общепринятый в современной физике. При этом в этом «постулате» следует выделить три «элемента», которые, вообще говоря, не вытекают друг из друга: 1. Любое взаимодействие в пространстве имеет предельную конечную скорость. 2. Эта предельная скорость взаимодействия равна скорости света. 3. Скорость света всегда постоянна и не зависит от локальных физических систем.

Возможно, физики плохо это понимают или не совсем осознают, но первый и третий элементы этого «постулата» как раз и подразумевают единое Мировое время (или Абсолютное время, если говорить в терминах Ньютона). В самом деле, ведь если скорость света не зависит ни от скорости источника света относительно какой-либо системы отсчета, ни от скорости приемника света относительно какой-либо системы отсчета, ни от их скорости относительно друг друга, ни от свойств того локального пространства, через которое движется свет от источника к приемнику — то  это как раз и означает, что, помимо локального (относительного) времени, которое определятся и зависит от локальных физических систем и от их относительных скоростей, есть и какое-то другое время, которое НИКАК не зависит от локальных физических систем. То есть носит вовсе не локальный характер, а является одним и одинаковым для всей Вселенной. Иначе говоря, является «абсолютным».

Первый же элемент этого постулата связывает пространство и время, то есть утверждает, что пространство также имеет какие-то свой объективные «свойства», которые совершенно не зависят от локальных физических систем. То есть имеет свойства «абсолютные» и одинаковые для любой локальной области пространства. Ну, а второй элемент этого «постулата» указывает нам величину, которую мы можем определить эмпирически и через которую определяются эти «абсолютные» свойства пространства и времени — скорость света.

Никак иначе, повторюсь, понимать этот постулат невозможно — только как постулат о существовании, помимо локального времени и пространства, какого-то «абсолютного» времени и пространства, которые уже не носят локальный характер, то есть являются чем-то одним и одинаковым для любых локальных областей пространства и любых физических систем, для всей Вселенной.

А вторым доказательством существования единого Мирового времени служит «закон сохранения энергии» — еще один из наиболее фундаментальных «законов» современной физики. Конечно, все «законы сохранения», как нетрудно понять, вытекают как следствие из постулата о Единстве нашего материального и физического мира, причем все эти «законы сохранения» были сформулированы в физике вовсе не из обобщения какого-то опыта, а чисто рациональным способом — то есть, как бы сказал Кант, априорно из нашего разума. То есть они были сформулированы физиками из вполне очевидной «интуиции», что наш мир Един, и это объективное Единство объективного мира в физике лишь приняло форму равенства определенных величин, как постулат из единства нашего разума.

Но «закон сохранения энергии» был и сформулирован раньше других, и является наиболее фундаментальным и универсальным. И при этом, как это следует из теоремы Нетера, «закон сохранения энергии» есть следствие однородности времени, то есть независимости законов физики от момента времени, в который рассматривается физическая система. А это, если вдуматься, опять-таки предполагает, что время не зависит ни от состояния локальных физических систем, ни от того, в каком актуальном состоянии находится Вселенная сейчас или находилась в прошлом или будет находиться в будущем. То есть предполагает некое единое Мировое время, которое всегда и везде течет одинаково. 

При этом закон сохранения энергии, конечно, не означает, что локальное (относительное) время везде одинаковое. Скорее его следует понимать таким образом, что если в какой-то локальной системе время «течет быстрее», то где-то оно должно «течь медленней», то есть всякое ускорение или замедление времени должно быть как-то «компенсировано». Причем совсем не обязательно именно через скорость течения локального времени — это может быть сделано и как-то иначе (например, через какие-то превращения различных форм материи или через энергию кинетического движения или как-то еще). Иначе говоря, время в любых локальных системах должно быть синхронизировано с единым Мировым временем, и этот процесс синхронизации времени может принять форму различных физических процессов.         

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic