kirill_nav_1

Category:

О природе московского самодержавия - 5

Андрей Боголюбский был убит 29 июня 1174 года в своем княжеском замке в селе Боголюбово вблизи Суздаля. Сначала бояре-заговорщики со своими слугами спустились в винный погреб, чтобы для смелости «хлебнуть винца», после чего они, вооруженные мечами и кинжалами, поднялись к палатам Андрея, где тот готовился ко сну, и постучали в дверь. На вопрос князя, кто это, один из заговорщиков ответил: «Это Прокопий!» — назвав имя любимого слуги князя. Но князь хорошо знал голос своего слуги: «Нет, ты не Прокопий!» — отвечал князь и, поняв, что бояре замышляют что-то злое, бросился к стене, где он обычно держал свой боевой меч. 

Но меча там уже не было! Ключник князя, Амбал, который также входил в число заговорщиков, заранее незаметно вынес меч князя из княжеской палаты. Бояре, поняв, что проникнуть в палату князя с помощью хитрости им не удалось, начали ломать дверь, а, выломав дверь, ворвались в княжескую палату и стали ножами и мечами наносить Андрею один удар за другим. Князь отчаянно сопротивлялся, так что в этой потасовке в полутемноте заговорщики случайно убили одного из своих — но, безоружный, и против десятка вооруженных врагов, князь мог лишь уклоняться от этих разящих ударов. Так что в какой-то момент князь, со множеством ран, упал на пол, истекая кровью.  

"Убийство Андрея Боголюбского". Худ. Сергей Кириллов.
"Убийство Андрея Боголюбского". Худ. Сергей Кириллов.

Бояре, решив, что князь мертв, все еще под впечатлением от только что совершенного ими злодеяния и от схватки с князем, покинули палату князя, чтобы снова спуститься в винный погреб и там, снова «хлебнув винца» и немного придя в себя, обсудить свои дальнейшие действия. Но князь Андрей был еще жив. Придя в сознание, Андрей смог подняться на ноги и, оставляя за собой обильные кровоподтеки, шатаясь и превозмогая боль, пополз по лестнице вниз, надеясь добраться до своего коня. Однако к этому времени заговорщики уже вернулись в палату князя и по его кровавым следам легко его нашли за столбом на лестнице — после чего снова набросились на него с ножами и нанесли князю, который уже почти никак не мог им сопротивляться, еще несколько смертельных ударов. «Боже всемогущий и милосердный! Предаю дух свой в руце Твоя!» — воскликнул князь перед тем, как издать свой последний вздох, повторив молитву, которую, согласно Евангелию, произнес Иисус Христос на кресте перед своей смертью.

Убийство святого благоверного князя Андрея Боголюбского на православной иконе 14 века.
Убийство святого благоверного князя Андрея Боголюбского на православной иконе 14 века.

Это было что-то невероятное и невиданное на Руси. Убийство князя Андрея Боголюбского в нашей истории стоит примерно в том же ряду, что убийство Юлия Цезаря римскими сенаторами. И общее здесь не только то, что оба — и Юлий Цезарь, и князь Андрей — были убиты своим ближайшим окружением из знати в результате тщательно спланированного заговора, и убиты примерно одним и тем же способом — многочисленными ударами ножами и мечами (что придавало этим двум убийствам «коллективный характер» — убийца был не один, а все, кто участвовал в убийстве, а потому и ответственность за убийство лежала на всех участниках заговора). Гораздо важнее, что и политическая подоплека обоих этих преступлений была очень схожей.

Кто стоял за убийством князя Андрея и кто принимал в нем участие — хорошо известно: во главе заговора стоял боярин Петр Кучков, зять князя, а также два его брата — Амбал и Яким Кучковичи. Любопытно, кстати, и весьма символично, что родовое поместье Кучковичей находилось вблизи небольшой вонючей чухонской деревни Москва — видимо, Москва уже тогда была настолько смрадным и проклятым местом, что близость к этому месту порождала в душах людей только все самое низменное и подлое, и это «проклятие Москвы» висит над всей Россией до сих пор. Но не так давно при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стене храма под штукатуркой был обнаружен текст, в котором сообщаются имена всех 20 заговорщиков, принимавших участие в убийстве князя, а также сообщаются некоторые детали этого убийства.

Текст на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском с именами убийц князя Андрея Боголюбского и с описанием некоторых обстоятельств этого убийства.
Текст на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском с именами убийц князя Андрея Боголюбского и с описанием некоторых обстоятельств этого убийства.

Согласно некоторым сведениям, Кучковичи составили свой заговор в отместку за то, что князь Юрий Долгорукий казнил боярина Степана Ивановича Кучку — при том, что его дочь, красавицу Улиту, он выдал замуж за своего сына, Андрея. И, по одной из версий, в этом заговоре участвовала и жена князя Андрея, вместе со своими братьями Кучковичами — которая после убийства князя была казнена. То есть причина заговора и убийства князя Андрея состояла в «кровной мести», которую чухонские бояре Кучковичи решили организовать за казнь отцом Андрея, Юрием Долгоруким, одного из них.

Но все это выглядит мало правдоподобно. Почему?

Потому, что на Руси фигура князя из рода Рюриковичей, вообще говоря, была неприкосновенной. Так повелось издавна — и это еще одна важная особенность нашей истории. Князей в народе любили — несмотря на все их глупости, их постоянные разборки (в которые нередко втягивались и города), и несмотря на то, что князья собирали с народа дань («полюдье») для содержания своей дружины. Но Рюриковичи были олицетворением военной силы, которая защищала русского землепашца и ремесленника от набегов кочевников и прочих внешних врагов, они много строили, судили и делали много полезного. Рюриковичи были олицетворением государственной власти, «государственного начала», и поэтому убийство князя Рюриковича всегда на Руси считалось большим преступлением и злодеянием.

Да, сами князья нередко убивали друг друга в своих княжеских разборках, они иногда погибали на поле брани, возможно, их иногда травили бояре, а новгородцы и киевляне иногда даже изгоняли неугодного князя с его дружиной из города — если те (особенно в период, когда в княжеской дружине было немало скандинавов) начинали как-то бесчинствовать. Но вот столь открытое и злостное убийство князя своими боярами, как это произошло с убийством князя Андрея Боголюбского — это было на Руси что-то невиданное.

И за этим убийством, конечно, нужно искать какие-то серьезные перемены во всем политическом строе Руси. Первая такая перемена вполне очевидна: поскольку князья теперь все больше правили в своих удельных княжествах, резко возросло влияние местного боярства. Бояре теперь не составляли мобильную дружину князя, перебегавшую из одного города в другой вместе с князем — они теперь имели свои владения и поместья в определенном княжестве, составляя местную знать. И поэтому влияние боярства в этот период усилилось повсюду — и в Киеве, и во Владимиро-Суздальской Руси.

Сохранившаяся часть княжеского дворца (переход и лестничная башня) в резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбово. Именно здесь князь Андрей был убит 29 июня 1174 года.
Сохранившаяся часть княжеского дворца (переход и лестничная башня) в резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбово. Именно здесь князь Андрей был убит 29 июня 1174 года.

Но гораздо важнее была другая перемена — характерная именно и только для Владимиро-Суздальской Руси. А именно — резкое усиление княжеской власти, когда князь из предводителя дружины или местного боярства стал превращаться в совершенно особый политический институт, который принципиально стоял выше любого боярина и имел над боярством почти неограниченную власть — так что уже Юрий Долгорукий мог по своему решению и без всякого суда казнить любого боярина.

Проще говоря, причина убийства князя Андрея состояла в том, что во Владимиро-Суздальской Руси княжеская власть начала превращаться во власть монархическую и самодержавную. А вот это уже серьезно. Это уже очень серьезная угроза для боярства — и эту угрозу почувствовали не только киевские бояре и бояре из других княжеств, но и бояре в самой Владимиро-Суздальской Руси. И для них такой поворот, конечно, был очень неприятным — так как они из тех, кто вместе с князем составлял единую власть, теперь по сути превращались просто в княжеских слуг, не имевших над волей князя почти никакой власти, в то время, как сам князь имел над ними власть почти полную. Вполне возможно, что в убийстве князя Андрея боярами Кучковичами из поганой деревни Москвы присутствовали и какие-то личные мотивы — но они лишь обострили этот чисто политический конфликт, придав ему оттенок конфликта личного, личной мести. Но причины этого невиданного на Руси убийства князя, конечно, имели под собой гораздо более глубокие причины — и причины политические.

Лестница в замке Боголюбова и место за столпом, где князь Андрей пытался спрятаться от убийц, и где убийцы его настигли и убили.
Лестница в замке Боголюбова и место за столпом, где князь Андрей пытался спрятаться от убийц, и где убийцы его настигли и убили.

В общем, повторюсь, 29 июня 1174 году в Боголюбово произошло примерно то же самое, что когда-то, 15 марта 44 года до н.э., произошло в Риме — когда римская знать прямо в Сенате в результате заговора убила многочисленными ударами кинжалов первого римского кесаря — Юлия Цезаря. При Юлии Цезаре Рим из республики — в которой решающую роль играла римская знать — стал превращаться в монархию, во главе с Императором. Вот и во Владимиро-Суздальской земле уже в 12 веке начались те же процессы — когда княжеская власть стала превращаться во власть монархическую, самодержавную. И, как и в Риме, это, конечно, породило серьезный конфликт между княжеской властью и местной знатью, боярством. 

Место в лестничной переходе в княжеском дворце в Боголюбово, где князь Андрей был убит заговорщиками.
Место в лестничной переходе в княжеском дворце в Боголюбово, где князь Андрей был убит заговорщиками.

Юлий Цезарь сделал бесконечно много для Рима — но это его не уберегло от кинжалов римской знати. Андрей Боголюбский также сделал очень много для дальнейшего усиления Владимиро-Суздальской Руси. Но, тем не менее, он был убит местными боярами. Хотя, казалось бы, они должны были только радоваться усилению своего княжества — ведь это же было и в их интересах: они богатели, росло их влияние и т.д. И вот здесь нам уже потребуется политическая философия. Для понимания природы монархии — будь то Римские Императоры или русские Цари — необходимо понимать, откуда и почему черпает монарх свою власть над знатью. И откуда и почему возникает этот принципиальный конфликт между монархом и знатью, и как этот конфликт может быть разрешен и как он разрешался в истории.           


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic