kirill_nav_1

Category:

Ревность не по разуму

Ой, блин. И все-таки еще пару слов на ту же тему, скорее богословского плана. А то заглянул я тут в социальные сети, и вижу, как наиболее «ревностные не по уму» православные (подозреваю, что все те же жиды-провокаторы) аргументируют необходимость не подчиняться ограничению властей на посещение храмов тем, что, дескать, «если вы не верите, что Причастие и Бог могут вас спасти от вируса, и боитесь идти в церковь — то вы и не верующие никакие, а просто тьфу».

То, что Причастие и Бог спасают людей — в том числе и от болезней — это несомненно. Ведь в православных церквях на воскресных службах люди стоят довольно плотно, они прилагаются к иконам и другим святыням, а потом все причащаются из одной чаши с одной ложици (или из двух-трех, если служба большая и верующих много). И вообще говоря, по всем «законам науки», христианские службы должны были бы стать источником постоянного распространения инфекций — от гриппа до прочих. Об этом, кстати, жиды постоянно трещат в своей антихристианской пропаганде — начиная с большевиков и поныне. 

Но этого не происходит. У Церкви на протяжении ее двухтысячелетней истории огромный опыт служб, и все верующие об этом знают — что заразиться в церкви каким-нибудь гриппом почти невозможно, и его гораздо проще подцепить где-то на улице или в компании друзей. Это ФАКТ. Конечно, этот факт можно объяснить и «естественными причинами» — например, тем, что при причастии люди вкушают также и вино (крепкий кагор), или что постоянное каждение при службах убивает все вирусы и оказывает антисанитарное воздействие. Но вряд ли этот факт можно объяснить только «естественными причинами» — ведь причастие дает и совершенно новое внутренне самочувствие. То есть, несомненно, во время причастия в православных храмах присутствует сам Бог, и Он верующих бережет. 

Чего, кстати, никогда не происходит в синагогах и мечетях — хотя там нет икон, и там не происходит причастия. И в Сраиле, кстати, сейчас именно синагоги стали одним из главных мест по рассаднику «американки» — так что местные жиды их просто нафиг все позакрывали. Бога там нет, и никогда не было.

НО.

Но из истории Церкви мы также знаем, что христианские службы и причастие вовсе не являются стопроцентной панацеей от всех болезней. И во время эпидемий чумы или холеры в Европе погибали и священники, и люди в церквях — причем не только в католико-протестантской Европе, но и в православной России.

И это, с богословской точки зрения, вполне понятно: причастие само по себе еще не есть лекарство и панацея от всех бед и зла — ни от духовных болезней, ни от телесных. Это только помощь от Бога, помощь необходимая и незаменимая, но она не отменяет ни свободы воли человека, ни его ответственности за свои поступки. Ведь если бы причастие само по себе было достаточным средством для спасения, то можно было бы его использовать, не думая ни о чем другом. Однако нет — причастие сопровождается еще и исповедью, и без исповеди (а также трехдневного поста) к причастию никого не допускают.

То есть ни в коем случае не следуют придавать причастию и другим христианским таинствам характер некоей магии — которая совершается сама по себе, без усилий воли человека и без его внутренней духовной работы. Это взгляд скорее языческий, нежели христианский, в христианстве же никто не снимает с человека ответственности за его поступки. И само по себе причастие еще не может стать «автоматическим средством» от всех болезней и вирусов.  

Поэтому все подобные рассуждения, которые я привел в начале — они от лукавого, и скорее говорят о глубокой духовной прелести, в которую впали такие не по уму ревностные православные. Христианство — вера и религия очень здравая и трезвая, и подобные рассуждения скорее свидетельствуют о проявлении гордыни. Вспомним евангельскую историю об искушении Христа, когда Христос был поставлен на край храма, а дьявол предлагал Ему броситься вниз, так как ангелы спасли бы Богочеловека на своих крыльях. Спасли бы, конечно — Христос по воде ходил, и смог бы летать и по воздуху. Но что Христос ответил дьяволу? «Не искушай Господа Бога своего». То есть не уповай чрезмерно на чудо, и не пытайся апеллировать к чуду там, где без этого можно обойтись.

Вот и все подобные разговоры, что, дескать, «не надо бояться коронавируса, а нужно идти в храмы, так как Бог спасет» — это, повторюсь, «разговоры от лукавого», искушение Бога. Не надо искушать Бога и чрезмерно уповать на чудо. Здесь, как и везде, нельзя впадать в крайности. Да, причастие спасительно — в том числе и от телесных болезней, по нашей вере, и мы это не ставим под сомнение. Но и злоупотреблять этим даром Бога, чрезмерно уповая на чудо причастия, или, тем более, впадая в искушение чудом, также ни в коем случае не следует.    

      

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic