kirill_nav_1

Categories:

Что есть форма и бытие единичных вещей? - 5

Мы можем рассмотреть и другие социальные отношения, в том числе социальные отношения в их соотнесенности к миру материи и вещей — то есть отношения экономические. Материальный мир и мир вещей — это важнейшая часть человеческого социального мира, и вокруг этого мира выстраиваются многие социальные сущности, связанные с производством и потреблением и управлением экономикой в целом, и многие социальные отношения — включая даже такие, как дружба и любовь, ведь друзья и любимые любят подарочки, а дети или жены или родители требуют материального обеспечения.

Экономический мир в этом смысле — мир очень своеобразный и интересный, именно тем, что в нем материальное и объективное настолько тесно переплетено с социальным и субъективным, что отделить одно от другого уже почти невозможно. И с этим же связаны сложности в изучении и познании этого мира — так что здесь было совершено огромное количество ошибок и глупостей, а многие вопросы экономики до сих пор не ясны, и вокруг них существуют разные теории и ведутся споры, а экономические кризисы приходят как стихийные природные бедствия, которые до сих пор невозможно предотвратить. 

Материя в экономике приобретает свою высшую значимость и сама становится формой вещей, так как здесь она получает собственную ценность — стоимость. И теперь не только вещи, но и многие социальные отношения выстраиваются вокруг стоимости и денег как носителей стоимости, и становятся подчиненными экономическим отношениям, деньгам и стоимости. Однако стоимость при этом — это абсолютно идеальная сущность, так как стоимость — это число, величина стоимости, которая существует только в головах людей, и стоимость вещам, конечно, придают люди (хотя и на основе некоторых объективных величин — так, два автомобиля будут стоить больше, чем один такой же). Природа стоимости сложна, и до сих пор нет ясной теории о природе стоимости, хотя стоимость выступает как главный регулятивный механизм всей экономики, производства и потребления, и как фундаментальное понятие всей экономической теории.

Обложка моей книги "Тайна стоимости" по теории стоимости.
Обложка моей книги "Тайна стоимости" по теории стоимости.

К разгадке тайны стоимости ближе всех подошел, конечно, Аристотель — собственно, именно он и ввел это понятие, как и понятие «экономика», но, как это свойственно Аристотелю и в других вопросах, кое-где он ошибся, и ошибся серьезно. А дальше всех от понимания природы стоимости, конечно, был еврейский дегенерат и шарлатан Карла Марла, и его теория стоимости, изложенная им в первом томе «Капитала», есть такой же бред, абсурд и шарлатанство, как и весь вообще марксизм. Но мне удалось решить эту проблему, и свою теорию стоимости я изложил в своей книге (под литературным псевдонимом Кирилл Земсков), которая так и называется — «Тайна стоимости». 

Но речь не об этом. Речь о том, что даже в этом материальном измерении социального мира материя (то есть вещи и товары) есть только момент человеческих отношений, и поэтому и здесь все человеческие отношения носят идеальный характер. Отношения между продавцом и покупателем строятся вокруг товара и вокруг сделки о товаре (о его продаже и покупке и о цене купли-продажи этого товара), но чтобы понять, в чем эти отношения состоят — бесполезно исследовать сами вещи, а нужно исследовать отношение людей к этим вещам и отношения между людьми.

И это касается и всех прочих социальных отношений вокруг производства и потребления товаров — то есть всех экономических отношений. И хотя эти отношения здесь — гораздо больше, чем другие социальные отношения — оказываются «овеществленными» (как движение товаров и как движение стоимости в форме движения денег от одних людей и социальных экономических сущностей — домохозяйств, фирм, корпораций, банков — к другим людям и социальным сущностям), понять суть этих отношений из движения товаров как материи и форм материи невозможно. 

Но ровно то же самое можно сказать и об объективном материальном мире в целом — включая мир природы. Материя здесь есть лишь «субстрат» вещей, но вещи уже не есть только материя, но и форма, и эту форму в принципе невозможно свести к материи. Так как форма есть уже реальность идеальная, и она существует как отношения между более простыми формами (выступающими для более сложной формы уже как материя) в их соотнесении с общим для них регулятивным принципом единства — единства формы и единства вещи. И это единство, конечно, возникает не из материи, а из бытия, как ratio бытия, и в вещах оно присутствует уже как воплощенное (в материи) единство и воплощенное (в материи) бытие, как ratio вещи и ratio ее формы. 

Поэтому Аристотель был абсолютно прав, когда говорил, что бытием обладают только единичные вещи, так как в вещах бытие уже присутствует не только как модальность долженствования, но и как уже воплощенное, осуществленное единство.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic