kirill_nav_1

Category:

Что есть вещь-в-себе? - 12

Что есть вещь-в-себе? (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12).

Что ж, мы ввели новое понятие в нашей философии — вещь-в-себе (или вещь-сама-по-себе), которая существует как проблема универсального единства нашего мира. То есть как проблема, которая постоянно решается, но никогда не может быть решена окончательно, так как эта вещь-в-себе существует совершенно особым образом, отличным от того, как существуют вещи или идеи или наше мышление — как некая заданность единства бытия, актуализирующаяся в каждый момент времени, снова распадающаяся и снова требующая решения.

Но она все-таки существуют, хотя и совершенно особым образом. А если что-то существует — то это можно помыслить. А если что-то можно помыслить — то об этом можно и что-то сказать. И нам теперь нужно рассмотреть, как эта заданность единства существует среди вещей, в нашем сознании и в нашем разуме, как она актуализируется и как из этой заданности возникает движение, модальность долженствования и целеполагание в нашей деятельности. Но прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, подведем, так сказать, промежуточные итоги — ведь с введением этого понятия наша философия обрела новые краски, мы уже обрисовали полный онтологический фундамент нашей философии и нашего мира, и, строго говоря, только теперь начинается самое интересное в философии.

1). Наш мир «состоит» из отдельных единичных вещей и предметов, и всякая философия начинается с рассмотрения этих вещей. С того, что они есть, как они нам даны в нашей чувственности, как они соотнесены с другими вещами, и как мы их познаем. И самый интересный вопрос здесь — как вообще вещи существует именно как нечто целостное и единое, сохраняя свою предметность и вещность, как единичное бытие. Ответы на этот вопрос философия давала разные — Платон полагал, что это единство вещей обусловлено причастностью вещей идеям, Аристотель — что формами, соединенными с материей, и этот вопрос также следует рассмотреть в рамках нашей философии.

2). При этом всякая вещь не существует совершенно отдельно и независимо от других вещей, а связана с ними множеством отношений. И поэтому каждая вещь предстает как нечто, обладающее своим единством, но что противопоставлено всем другим вещам и всему остальному миру. Поэтому мир предстает как совокупность вещей, где каждая вещь обладает не только своим единством, но и вытекающей из этого единства своей субъектностью, которая означает, что другие вещи и весь остальной мир оказывают на вещь особое воздействие, и это воздействие определяется не только природой тех вещей, которые оказывают воздействие, но и природой самой этой вещи. Если камень встретится с поверхностью воды — он пойдет на дно, а если он ударится о другой камень — он может расколоться, и это взаимодействие определяется не только свойствами воды или другого камня, но и сущностью самого этого камня, его субъектностью как единичной вещи. 

3). Особенность нашей философии состоит в том, что мы мыслим эту субъектность вещей как важное свойство бытия, как особый способ существования бытия, его модус, так как всякое взаимодействие и актуальная реальность задается уже отчасти самой вещью, обладающей своей субъектностью. Для нас единичная вещь — это не воплощение какой-то более общей сущности, а основа всего бытия, способ существования бытия. А с появлением сознания эта субъектность превращается в субъективность — в субъективность сознания, и теперь воздействие других вещей и остального мира для существа, наделенного сознанием, уже из чисто материального воздействия превращается в реальность сознания — в то, как это существо воспринимает эти воздействия. 

4). Особую важность осмысление этого субъектного и субъективного бытия принимает в применении к человеку, так как для человека уже весь мир дан как реальность его сознания — то есть как феномен его сознания. И мы подробно рассмотрели, как возникает и формируется эта реальность, назвав ее вещью-для-человека. И это уже совершенно новая реальность, так как в ней объективное содержание материальных вещей слито воедино с формами самого человеческого сознания, так что наше сознание преображает весь мир, придавая ему свои формы. А затем это чувственное восприятие преобразуется в понятийно-смысловую картинку, отнесенную к единству нашего разума и к чувственным восприятиям.

5). Мы также довольно подробно рассмотрели, как формируется эта понятийно-смысловая картинка и почему и как возможно рациональное познание мира — через познание вещи-для-человека как эмпирического опыта. И показали, что важным условием возможности такого познания является не только единство нашего разума (которое, конечно, вытекает из единства нашей субъектности и субъективности как отдельной вещи), но и наличие объективного Ratio, которое есть объективное единство объективного мира.

6). Однако наше единство (как и единство всякой другой вещи) противостоит не единству всего мира, а миру других вещей, существующих для нас как «объективный мир». И в этот мир наше собственное единство не включено. Это создает непреодолимое противоречие между существованием отдельной вещи как единства этой вещи и всем остальным миром, с которым эта отдельная вещь также должна сохранить единство. И из этого противоречия и возникает движение и вся наша деятельность.

7). Наконец, мы пришли к выводу, что это противоречие в принципе неразрешимо, и абсолютное универсальное единство мира — включающее единство отдельной вещи — возможно только как заданность, как задача. Как задача существования и бытия единичной вещи и задача познания.

И вот обо всем этом мы уже погорим подробнее в следующий раз. Что такое материя, как и почему из материи возникают единичные вещи — вещи-как-материя, откуда берется движение и развитие, что такое пространство и время, как эмпирический опыт превращается в числа и математику и о других интересных проблемах нашего бытия. Но все это — уже исходя из нашей философии, так как основные моменты нашей онтологии мы уже изложили. У нас уже есть каркас — и теперь на него можно нарастить и мясо.                          


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic