kirill_nav_1

Categories:

Что есть вещь-в-себе? - 3

Но и в качестве тела, существующего в мире материальных вещей, человек также деятелен, и все его существование есть деятельность. Мы постоянно вынуждены отрывать наши задницы от стульев, куда-то бежать, работать руками и ногами и куда-то тащить наши бренные телеса. Мне это несложно — я человек спортивный, ибо я чту традиции древних греков, хотя далеко не все, а греки полагали, что хороший философ должен быть и хорошим спортсменом. Но для многих людей — не столь спортивных, как я, или для пухленьких теток, любящих сладенькое, или для людей пожилых — вся эта деятельность и необходимость двигать своими телесами создает множество трудностей и даже страданий.

Но увы! Человек есть не только сознание, но и плоть. А плоть требует пищи и требует секса, и все это происходит в очень сложном социальном мире, поэтому деятельность для нашего тела столь же необходима, как и для нашего сознания. Впрочем, требуется все это, конечно, не для тела как материи, а для тела как тела человека — самой по себе материи ничего не требуется, и она абсолютно пассивна. Но даже в материальном мире человек уже не есть только плоть, но особая вещь, «состоящая» из плоти и сознания. Кроме того, даже как плоть, существует человек уже не столько среди мира вещи-как-материи, сколько в мире вещей, уже преображенных нашим сознанием — то есть в мире вещи-для-человека, которую человек отождествляет с объективным миром вещей. Наше сознание хорошо поработало, и работает непрерывно, чтобы мы существовали в мире, уже преображенном нашим сознанием, в котором уже есть цвета, запахи и вкусы, и этот мир вещи-для-человека уже более приспособлен для нашего существования, чем вещь-как-материя, которая остается теперь лишь источником объективного содержания мира-для-человека и всех вещей в этом мире.  

То есть даже как плоть в мире материальных вещей человек оказывается не самодостаточным. И в этом мире он не менее зависим от других материальных вещей, от других людей и общества в целом, чем наше сознание зависимо в своей деятельности от содержания объективных вещей. Поэтому мы любим иногда помечтать или пофантазировать, используя возможности нашего сознания, чтобы вырваться из плена объективного мира и поюзать наше сознание в отрыве от объективного предметного мира. И иногда это бывает даже полезно, если этим не злоупотреблять, ведь наше сознание все же предназначено для работы с объективным миром, а фантазия в нем является только одним из инструментов в этой работе.

Но при всей неразделимости деятельности нашего сознания от деятельности нашего тела, все же это довольно разные виды деятельности. Настолько разные, что Кант, как известно, даже различал теоретический разум и разум практический. И я вполне согласен с таким разделением, ведь сфера деятельности человека в мире материальных вещей очень сильно отлична от сферы деятельности теоретического разума, который занимается постижением мира и формированием картинки окружающего нас мира (то есть вещи-для-человека). Но мы пока не будем касаться этой сферы — она требует отдельной философии, хотя онтологические основания практического разума и разума теоретического, конечно, одни и те же.

Нам же пока — в рамках проблем онтологии и гносеологии — важно отметить, что деятельностью является не только то, как существует человек как сознание, но и то, как он существует как плоть в мире других материальных вещей. И суть этой деятельности, в сущности, та же самая, что и суть деятельности сознания — обрести некое единство, достичь какого-то единства с миром и с самим собой.

А значит, это проблема онтологическая. Деятельность — это способ существования человека. И не только человека, но, как мы можем судить по всему окружающему миру, и всего мира тоже. Ведь в этом мире все также находится в каком-то движении, а значит, деятельным является не только человек, но и все сущее. А значит, в этом движении скрывается свойство всего мира. А значит, в этом движении должен быть смысл, какое-то важное свойство в существовании всего мира.

И вот здесь нам снова придется немного поговорить о философии Гегеля, так как этот безумный немецкий шарлатан и здесь очень сильно поднасрал и очень сильно извратил всю философию.  

        

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic