kirill_nav_1

Categories:

Цивилизация и свобода - 6

Таким образом, неправильные и несколько искаженные представления о свободе — с чрезмерным превалированием свободы позитивной над свободой негативной — которые Россия позаимствовала из Византии (через православную культуру и концепцию самодержавной православной власти), в итоге во многом и предопределили катастрофу 1917 года, ставшую самой страшной катастрофой для всей русской цивилизации и для всего русского народа. 

Как обстояло дело в самой Византии — сегодня сказать уже довольно сложно, так как крах Византии произошел уже давно, еще в 15 веке, и о царившей в ней политической обстановке мы можем в основном судить только по дошедшим до нас письменным источникам. Но многое говорит о том, что ситуация там была очень похожая: то есть достоинство личности и ее права там находились на гораздо более низком уровне, чем в католической западной Европе, а инородцы (особенно армяне и особенно в последний период существования Византии) играли там все большую роль. Но в любом случае довольно очевидно, что Византия представляла из себя довольно рыхлое образование, а нравственные качества византийцев — несмотря на византийскую православную «духовность» — оставляли желать лучшего, и в византийской политике было слишком много низости, свойственной людям несвободным, без чувства своего личного достоинства.

Что же касается России, то ее путь к катастрофе 1917 года виден гораздо лучше, как и причины этой катастрофы, из которых отсутствие негативных свобод — особенно для русских — и порождало многие негативные явления, включая внутреннюю русофобию, ставшую после реформ Петра настоящей национальной болезнью всей России. Российская Империя считалась продолжателем Русского Царства (и таковой она, конечно, и была), но именно все русское в ней находилось в особенно тяжелом и униженном положении — от русского крестьянства, закрепощенного при Петре до состояния почти рабского, до Русской Православной Церкви, статус которой был весьма сомнительным.

Да, Российская Империя вела успешные войны и даже расширялась, но происходило это именно за счет все большего закабаления русского народа и игнорирования его национальных прав, интересов и запросов. И это странное положение русских — которые, с одной стороны, считались основателями и хозяевами Империи, а с другой — часто находились в гораздо более тяжелом положении, чем инородцы — многое объясняет и в других странностях этого периода. В частности, почему эта могучая Империя с совсем неплохой и очень притягательной культурой даже не смогла толком русифицировать не то, что Прибалтику (где всем заправляли немцы), а даже Украину, в которой украинство в какой-то момент стало очень модным (чем в итоге и воспользовались враги России — поляки, австрийцы, немцы). Но что же в этом удивительного, если русское правительство и русский правящий класс возились с этим украинским алкоголиком и дегенератом Шевченко, как с ребенком, пытаясь вылепить из него большую величину «малороссийской культуры»? 

Все это, конечно, не отменяет ни ценности православия (в том числе как основы всей русской культуры и цивилизации), ни важности для России византийского наследия с его очень высокими представлениями о человеке и особой духовностью. Но византийский строй, как и русский — это детище людей. Продукт истории. А людям свойственно ошибаться. И если мы признаем, что католическая Церковь наломала немало дров в своих попытках создать западную католическую цивилизацию и совершила множество ошибок, то было бы верхом самонадеянности и глупости считать, что византийская и русская цивилизация таких ошибок были лишены и были чем-то «идеальным». И судьба Византии, как и русская катастрофа 1917 года — продолжающаяся по сути и по сей день — являются самым ярким доказательством, что «в этой консерватории что-то было не так». История вынесла свой суровый приговор, и мы не можем его игнорировать.

И что именно «было не так» — тоже понятно: неправильный, искаженный способ воплощения свободы в византийской и русской цивилизации, где негативным свободам не придавалось должное значение. Но если у вас весь социальный и политический строй стоит на ошибочных и искаженных оснований — то понятно, что это в итоге приведет к серьезным негативным последствиям (социальным и политическим). И никакая ваша духовность и вера — какими бы правильными и высокими они ни были — не смогут сами по себе устранить все эти негативные последствия. Так что расплатой для Византии в итоге стала ее гибель. Со всей ее высочайшей культурой и духовностью. И при этом Запад (особенно сраные бриташки) постарался позднее всячески оклеветать Византию, так чтобы от нее даже доброго имени не осталось.

И если Россия не хочет повторить судьбу Византии — надо что-то менять в нашей консерватории. Осознав причины гибели Византии и русской катастрофы 1917 года. То есть нужно признать, что в самих основаниях византийско-русской православной цивилизации были допущены серьезные ошибки. И если мы хотим продолжить эту цивилизацию — в том числе для сохранения истины православия — то нужно сделать соответствующие выводы. Вера и духовность — это прекрасно, но Бог дал человеку еще и разум, и если человек пренебрегает этим даром, уповая только на веру — то он превращается просто в слепца или дурака, который непременно расшибет себе лоб.

А значит, что касается проблемы свободы, то в России нужно коренным образом пересмотреть отношения между властью и русским народом. То есть вернуть русским незыблемые и прочные негативные свободы и права — личные, социальные и национальные. Вернуть такие права, конечно, нужно всем гражданам России, но в первую очередь — русским, так как именно от положения русских в России будет зависеть очень многое во всей России, все ее развитие. В Эрэфии же ситуация пока прямо противоположная, мало чем отличная от ситуации при большевизме: россиянская власть именно русских гнобит и третирует больше всего, и от них же больше всего требует, а какие-то негативные свободы и права в Эрэфии есть только у национальных меньшинств и диаспор (при этом евреи в Эрэфии стали почти неприкасаемыми, а еврейская московская мафия является влиятельнейшей политической и экономической силой). 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic