kirill_nav_1

Categories:

Civilization. Как это делается? - 12

Свобода! О, сколько в этом звуке для сердца русского слилось! Рассмотрев некоторые важные аспекты для любой цивилизации и особенности цивилизации христианской в области властных и материальных отношений, хотел бы остановиться на этой проблеме — проблеме свободы. Для христианской цивилизации (в том числе православной) — особенно важной. И важной для русской цивилизации, конечно — особенно в ракурсе ее отношений с цивилизацией западной.

По этой проблеме написано и сказано уже немало, но, в сущности, говоря о свободе, имеет смысл разделить это понятие на две категории — свободу общественную и политическую, и свободу в более глубоком, религиозном и метафизическом смысле. Первый тип свободы определяется почти исключительно социальными отношениями, а также правом, регулирующим эти отношения. И в своей основе эта проблема сводится к проблеме господства-подчинения. Второй же тип свободы носит характер проблемы антропологической, религиозной, философской и нравственной — то есть здесь нужно определить понятие свободы человека в отношении его свободы воли, свободы его поступков и поведения. Конечно, кое-где эти две проблемы пересекаются, но в целом, я думаю, понятно, что проблемы эти все же очень разные. 

Что касается первой проблемы — проблемы социальной и политической, то здесь все достаточно просто, и взгляды христианства мало чем отличаются от вполне естественного взгляда на этот вопрос, которого придерживались греки и другие язычники: отношения власти/господства/подчинения/рабства являются естественным порядком социальных отношений, при этом каждый человек, конечно, стремится занять более выгодное и высокое положение в социальной иерархии, что порождает социальную и политическую борьбу, а также необходимость специальных мер и техник, позволяющих одним людям или классам властвовать и господствовать над другими людьми или классами.

Этот взгляд является общепринятым в христианстве, хотя иногда по этому вопросу и возникают некоторые споры и глупости. Например, по поводу слов Апостола Павла о том, что «всякая власть от Бога» — которые враги христианства (или иногда даже сами властвующие христиане в своих корыстных целях) нередко трактуют в том духе, что христианство проповедует необходимость терпеть любые несправедливости и беззакония, которые творит власть, и не пытаться эту власть улучшить или свергнуть. То есть враги христианства пытаются представить христиан как рабов или совсем безмозглых терпил, готовых терпеть от власть предержащих любые унижения, насилие и т.д. Иногда эту глупость у нас проповедуют даже представители РПЦ из числа бывших советских вертухаев, чекистов и коммунистов. 

Однако это, конечно, совершенно ошибочная интерпретация слов Апостола Павла, — ведь из такой логики можно придти к выводу, что христиане и власть Антихриста должны принять спокойно и смиренно, и полностью ему подчиниться. Он же тоже власть, а «всякая власть от Бога». Но очевидно, что это не так, и христиане власть Антихриста принимать не должны — что будет признаком их верности Спасителю.

Что же имел в виду Апостол Павел, когда он говорил, что «всякая власть от Бога»? А смысл этой фразы вполне очевиден из контекста, когда Апостол Павел перечисляет различные проявления власти в человеческих отношениях: власть родителей над детьми, власть мужа над женой, власть военноначальника над своими солдатами, власть политическую над гражданами или подданными и т.д. И когда Апостол Павел говорит, что «всякая власть от Бога» — он имеет в виду, что все ВИДЫ власти, включая перечисленные, которые регулируют человеческие отношения и человеческую жизнь, установлены Богом, и что и вообще отношения властвования-подчинения являются естественными отношениями в природе и человеческом обществе. И сделано это для того, чтобы уменьшить проявления зла среди людей. 

Власть родителей над детьми (до определенного возраста и в определенных вопросах) — вполне естественна, потому что дети еще неразумны и не способны отвечать за свои поступки. Власть мужа над женой  — вполне естественна, так как именно муж несет ответственность за всю семью, и именно мужчина является носителем духа. Политическая и государственная власть — вполне естественная вещь, так как цель государства — пресекать зло. И именно об этом и говорит Апостол Павел, предостерегая христиан от различных ересей анархического толка (а таковых всегда было немало во все времена) или от своенравия и вражды.

Но это вовсе не значит, что и все, что делают носители этой власти, нужно принимать как «от Бога», и что Апостол Павел призывает христиан терпеть любые злоупотребления властью. Если муж пьет и бьет жену — жена вовсе не должна все это терпеть только потому, что «власть мужа от Бога». От Бога — сам институт семейной власти мужа над женой, а вовсе не любое самодурство, глупость и даже зло, которые совершает какой-нибудь конкретный человек по отношению к своей жене. Понятно же, что это полная глупость, и если интерпретировать слова таким образом, то получится, что жена или любой другой человек должны терпеть любое зло, которое чинят другие люди, пользуясь своей властью. Но подобные взгляды абсолютно чужды христианству, и являются скорее чем-то вроде учения Льва Толстого о «непротивлении злу насилием» — учения, которое было Русской Православной Церковью осуждено, и за проповедь которого сам граф Толстой был отлучен от Церкви. 

Никакая власть не должна злоупотреблять своей властью, и христиане вовсе не должны терпеть подобные злоупотребления этой власти. Вопрос — как реагировать на подобные злоупотребления? По этому поводу Апостол Павел ничего не сказал, так как понятно, что здесь многое зависит от обстоятельств — от отношений, от формы злоупотребления властью властвующими, от законов и т.д. Но, в принципе, избавление от такой власти — если нельзя пресечь ее злоупотребления как-то иначе —  представляется вполне естественным решением проблемы. То есть жена может подать на развод от такого мужа, плохого военноначальника можно и казнить, а политическая власть, злоупотребляющая своей властью, вполне может быть свергнута. Здесь никаких ограничений нет, и все предоставляется на решение совести самих христиан, действующих в определенных обстоятельствах. 

С другой стороны, Апостол Павел и властвующих  — то есть христиан, наделенных какой-либо властью (будь то власть мужа над женой или начальника над починенными) — призывает к особой ответственности за исполнение своих властных функций, то есть призывает их употреблять власть с мудростью и ею не злоупотреблять. И, как мы знаем, Церковь и церковные деятели или святые нередко в истории выступали с обличениями подобных злоупотреблений властью. Именно потому, что власть — как институт — установлена Богом, является не прихотью людей, а частью установленного Богом миропорядка, а потому злоупотребление властью властвующими является особенно тяжким грехом, так как тем самым в искушение вводятся и подвластные.        

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic