kirill_nav_1

Categories:

Civilization. Как это делается? - 9

Тем не менее, из всей этой европейской дикости и варварства, из всего этого средневекового мракобесия и «говна и палок» действительно что-то выросло. И это нужно признать. У нас обычно, как всегда, приняты две крайние точки зрения на западную цивилизацию (и обе ошибочные): одни восторгаются и визжат от восторга от всего западного, другие, напротив, склонны принижать ее силу и достижения, объясняя их какими-то случайными факторами. Но западная «цивилизация» была в кавычках только до определенного времени, в основах же своих это была цивилизация вполне настоящая, и цивилизация очень сильная. И хотя в этом нет ничего сверхъестественного, а западные люди не наделены какими-то особенными качествами и талантами (скажем, русские намного даровитей и талантливей), но за успехами этой цивилизации стояли очень важные вещи — важные для любой цивилизации.

Конечно, огромную роль во всем этом сыграло христианство и католицизм. Ведь даже эта схоластика, которую преподавали во всех университетах, была штукой очень сильной. Она придала людям западной цивилизации особый вкус к рациональному познанию и рационализму, стремление к аргументированным спорам и рассуждениям. Да, рамки этих споров были строго ограничены вероучением католической Церкви, но эти споры велись вполне свободно.

А что было предметом этих споров? Стремление к истине. То, без чего невозможно никакое познание. Христианство дало европейским католикам веру в то, что истина существует. Это тоже очень важный момент, так как греки и римляне в какой-то момент такую веру потеряли, и философия там превратилась в какую-то забаву. При этом схоласты и католические теологи пытались выстроить универсальную картину мира, где познания и знания о земных вещах (например о том, какую форму имеет Земля или как устроены «небесные сферы») должны были дополнить христианское богословие (созданное в основном в Византии). Очень серьезный запрос и очень серьезная цель. Из которой потом и родилась современная наука.

Средневековый европейский университет.
Средневековый европейский университет.

И все это, заметим, было не какими-то мудрствованиями отдельных чудаков-философов или выдающихся мудрецов — все это было поставлено в систему и положено в основу всей западной цивилизации, и все это происходило под патронажем и при непосредственном участии могущественного Святого Престола. Жажда знаний и познания в Европе стала всеобщей — к этим знаниям стремились даже еретики, да и все эти алхимики и оккультисты тоже стремились познать мир, пусть и в особенных формах. И европейский ум оттачивался столетиями, а схоластика приучила европейских дикарей к дисциплине ума и культуре рассуждений и споров. Русским этого до сих пор сильно не хватает, и все русские споры в итоге выливаются в выяснение личных отношений или кто из спорящих более «крутой чувак» — то есть носят характер чего-то бабского. А большинство советских дебилов из числа чиновников или чекистов даже двух слов связать без бумажки не могут. Но все это — вовсе не потому, что русские «какие-то не такие», это именно следствие отсутствия серьезной интеллектуальной культуры в России, а также последующего разгрома всей русской цивилизации и культуры большевицкой и советской сволочью (большевизм был чудовищным провалом всей русской цивилизации).  

Кроме того, именно католицизм привил европейским дикарям вкус к познанию всего нового, а также определенный авантюризм. Дух греческого авантюризма был весьма свойственен средневековой Европе, и этот дух опять-так воспитывался и поддерживался системно — и в католических рыцарских орденах, и в монашеских приключениях. Наконец, католическая Церковь — через римское право и ту же схоластику  — воспитала в европейчегах особую силу духа и волю (включая волю к власти), стремление к определенности и ясности, как и стремление к совершенству и красоте. Воля и дух были поставлены в определенные цивилизационные и культурные рамки, и это напряжение духа было направлено на созидание культуры и цивилизации.

То есть за всеми этими чудесами Европы и ее достижениями — огромное напряжение духа и воли, напряжение ума и большая смелость. Поэтому ни в коем случае нельзя недооценивать западную цивилизацию — это цивилизация очень сильная и мощная, достаточно трезвая и зрелая, и ее нынешнее господство вовсе не случайно. Но и переоценивать людей западной цивилизации тоже не нужно — западные люди не являются какими-то особенными, а западная цивилизация в основах своих все же не очень здоровая и проклятая, имеющая свои неразрешимые противоречия и свои очень серьезные недостатки, ограничения и слабости, которые отсутствуют в цивилизации православной. Православная цивилизация в этом смысле, теоретически, является еще более мощной и совершенной, и еще более универсальной. Если, конечно, России все же удастся ее создать.    

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic