kirill_nav_1

Categories:

Civilization. Как это делается? - 4

И в этом состояло существенное отличие восточного христианства от западного, а Восточной Римской Империи — от католической Европы. Православная Церковь занималась своим главным предназначением — спасением, и именно эти вопросы — от нравственности до аскетики — более всего занимали восточных богословов. Что же касается вопросов общества, политики и других вопросов цивилизации — то цивилизация у ромеев уже была, и никакую новую цивилизацию им создавать было не нужно. Им нужно было лишь привести эту роскошную греко-римскую цивилизацию в согласие с христианством — как в культуре, так и в политике, освятив христианством Восточную Римскую Империю и придав ей христианский дух.

Католикам же нужно было по сути создавать новую цивилизацию — западная Римская Империя пала под ударами варваров, и восстановить ее было уже невозможно. Создавать на основе христианства и греко-римского наследия. Причем выстраивать эту цивилизацию нужно было под управлением католической Церкви, которая должна была стать для европейских варваров и дикарей новым Римом — Римом духовным, источником не только веры, но всей культуры и цивилизации, включая культуру интеллектуальную. Поэтому политика и политическая техника, а также методы культурного влияния и удержания своего культурного и интеллектуального влияния над европейскими варварами для всей этой пиздобратии в кардинальских одеяниях из Ватикана были вопросами важнейшими. И долгое время именно отцы католической Церкви, их кардиналы, богословы и монашеские ордена были главными политиками, стратегами и интеллектуалами всей западной Европы.

Заседание кардиналов в Ватикане. Долгое время именно здесь решались главные вопросы всей европейской политики, культуры и науки.
Заседание кардиналов в Ватикане. Долгое время именно здесь решались главные вопросы всей европейской политики, культуры и науки.

Что же касается русских и России — то им в этом смысле очень не повезло, так как они оказались совершенно обделенными. Свою цивилизацию им тоже, как и европейским варварам, только еще предстояло создать, и что касается веры и богослужений — то греки русским после крещения в православие кое-что, конечно, передали, но «по минимуму». «Бедненько, но чистенько». А вот что касается вопросов цивилизации — фигушки с маслом. Грекам нужно было, чтобы русские как можно дольше оставались варварами и дураками. Поэтому никакого богословия и богословской мысли, никаких университетов и образования — ничего. И когда при Петре в России образованность стала необходимым требованием к дворянству — давалось это все русским очень тяжело и с большим скрипом, так как вкус к мысли и к интеллектуальной культуре у русских отсутствовал полностью. И даже в 19 веке вся эта наша интеллигенция и образованное общество, в сущности, оставались все теми же дураками и варварами, ничего не понимавшими в обществе и политике, дурачками с радикальными западными идеями в головах, а Россия долгое время оставалась не только безмозглой, но и немой, неспособной выразить даже самые простые вещи и мысли. И если греки хотели сделать русских дураками и варварами — то, к сожалению, нужно признать, что им это во многом удалось (а большевики и коммунисты затем постарались превратить русских в каких-то совсем уж дикарей и дебилов).

Хотя сами греки богословствовать и мудрствовать очень любили. И в период формирования христианского богословия споры по богословским вопросам в Византии разгорались даже на рынках. Да и позднее интеллектуальная культура Византии была очень мощной. И, скажем, когда в 8 веке стала распространяться ересь иконоборчества — ересь очень непростая и хитрая, греки ее разгромили очень быстро. То есть очень быстро и точно дали правильный взгляд православия на проблему иконопочитания и сформулировали соответствующие богословские тезисы.

А русские мычали. И даже строить крупные каменные церкви и здания долгое время не умели. Эти чертовы греки сами жили в роскошных городах, с роскошной архитектурой, фонтанами и скачками на ипподромах, а русским они проповедовали полное безмыслие и зверский аскетизм. Так что даже в 16 веке власть и Церковь разгоняли скоморохов — одну из немногих народных забав в русских городах. Никакой цивилизации. Никакой мысли. И никаких радостей и удовольствий.

А без мысли, без радостей и удовольствий нет никакой цивилизации. Мысль и слово, радости и удовольствия — это важнейший аспект любой цивилизации. Потому что цивилизация нужна не только для того, чтобы заниматься спасением, а чтобы жить. Жить людям, обществу и государству. Жить, радоваться и развиваться. И вот о том, как решалась эта цивилизационная проблема в христианском мире — в православной Византии и в католической Европе — мы и поговорим. Так как без понимания этого опыта никакая русская цивилизация будет невозможной, и в России так и будут царить дикость и невежество под управлением какой-то законченной советской сволочи. Которая всякую цивилизацию, конечно, ищет на Западе, а в самой России продолжает насаждать дикость, невежество и нищету.      

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic