kirill_nav_1

Categories:

Civilization. Как это делается? - 3

Уникальность и особенность христианства и христианской цивилизации состоит в том, что они раскрывались и возрастали постепенно, как дерево растет из маленького семечка. Когда египтяне разрабатывали и создавали систему иудаизма для еврейского сброда, то они всю эту систему продумали очень тщательно — начиная от того, как выдворить евреев из Египта с помощью своих агентов-жрецов Моисея и Аарона, а потом представить это выдворение как историю, полную чудес, как добровольный «исход» евреев из «египетского рабства» — и заканчивая всей этической, религиозной и социальной системой иудаизма. 

Как евреям устроить свою скинию, а позднее — свой храм, как и когда евреям нужно обрезать свои пенисы, как им почаще мыться, чтобы избавиться от своей традиционной нечистоплотности и не стать источником инфекционных заболеваний, что можно кушать, а что нет — все это было дано египтянами евреям с самого начала, а затем записано в Библии, а что-то передавалось по линии первосвященников из рода египетского жреца Аарона. И это понятно — египтянам нужно было создать из этого грязного и низменного семитского сброда народ, причем народ особенный, который будет служить форпостом Египта в Палестине и будет враждебен всем другим народам. Тысячи различных заповедей, законов и предписаний! И глупые евреи — в надежде обрести обещанную власть над всеми другими народами — старались следовать всем этим предписаниях закона Моисея.

Моисей зачитывает еврейскому сброду закон, написанный для них египетскими мудрецами.
Моисей зачитывает еврейскому сброду закон, написанный для них египетскими мудрецами.

То же самое в значительной степени можно сказать об исламе. Магомед взял за основу Пятикнижие Моисея, а потом внес множество своих законов и установлений, которые должны были регламентировать жизнь мусульман во всех сферах жизни, и все это он записал в Коране или надиктовал своим ученикам. То есть Магомед создавал ислам именно как основу для новой цивилизации, и многие аспекты этой цивилизации были разработаны им самим и его окружением. Даже в какой-нибудь секте — вроде пифагорейцев — помимо изложения, собственно, самого религиозного или философского учения, регламентируются многие аспекты жизни — личной и общественной. 

Христианство в этом смысле разительно отличается от всех прочих религий и духовных традиций. В центре христианства долгое время была жизнь Христа. И все. И вера в то, что Христос действительно был Богом, принял мученическую смерть, а затем воскрес. И все содержание четырех Евангелий — это описание жизни Христа. Записанное довольно простыми словами, самыми обычными людьми из числа учеников Христа.

Даже богословия — как какого-то развернутого учения — долгое время не было. Первое время все богословие христианства сводилось к простой формуле: «Иисус Христос есть Божий Сын Спаситель», и это богословие можно было выразить простым изображением рыбы: рыба по-гречески звучит как «ихтис», Ίχθύς, что расшифровывалось как Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Богословие возникло позже, и возникло оно скорее для защиты христианской веры от множества ересей и неправильного толкования христианской веры, в спорах с гностиками, неоплатониками и другими философскими и религиозными учениями того времени. Но — как это ни поразительно — христианская вера с самого начала представляла из себя нечто абсолютно целостное и законченное, и вера Апостолов — та же самая, что вера Отцов Церкви и других христиан, и в христианском богословии лишь раскрыта более развернуто эта вера. И эта вера была настолько ясной и понятной христианам, и настолько сильной, что они готовы были ради нее даже идти на смерть во время многочисленных гонений.

Богословие первых христиан. Подобные изображения рыбы можно было найти в римских катакомбах, в которых первые христиане скрывались от гонений и проводили свои собрания.
Богословие первых христиан. Подобные изображения рыбы можно было найти в римских катакомбах, в которых первые христиане скрывались от гонений и проводили свои собрания.

И лишь позднее из этого зернышка — которым служил сам Христос, его жизнь и деяния — выросло богословское здание христианства и выросла Церковь со своей системой обрядов, служб и религиозных предписаний. Но и после победы христианства в Римской Империи Отцы Церкви не спешили дать какое-то развернутое учение, которое регулировало бы все аспекты общественной жизни и политики. А если они и давали какие-то оценки общественным и политическим явлениям — то заранее оговаривали, что суть христианства и христианской веры вовсе не в этом, и все подобные взгляды не являются каноническими вопросами христианского богословия и не носят догматический (обязательный) характер.

Скажем, в Восточной Римской Империи был сформулирован взгляд о том, что монархия является наиболее предпочтительной формой правления для христианского государства, и Римские Императоры, являясь Помазанниками Божьими, несут особую ответственность за своих подданных христиан, а также давался взгляд на то, как должны выстраиваться отношения между светской властью Императоров и Церкви. Но подобные взгляды никогда не провозглашались Церковью как часть христианской веры и догматического вероучения, и понятно, что они возникли в специфических условиях Византии, где Императоры, приняв христианство, хотели освятить свою власть христианской верой. 

Суть христианской веры — вовсе не в этом, и в христианстве всегда было понимание, что христианство имеет универсальный и всеобщий характер, что оно всеисторично, а обустройство общества и политики — это вопрос общества и политики. И поэтому в православной Церкви этим вопросам уделялось второстепенное внимание. В этом смысле католики, которые хотели создать на основе христианства новую цивилизацию, причем под управлением Святого Престола, пошли намного дальше. И они ради этих целей не только существенно исказили канонические законы Церкви и даже некоторые богословские вопросы, но попытались решить множество других важных вопросов — в том числе и в первую очередь, конечно, вопрос о том, как управлять греховными проявлениями человеческой природы, особенно в отношении власти и богатства.             

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic