kirill_nav_1

Category:

Civilization. Как это делается? - 2

Таким образом, «ключ» к цивилизации, о котором я говорю — это правильное понимание природы человека. В христианстве эта природа понимается очень точно и правильно, так как в христианской традиции содержится вся предшествующая традиция — от Древнего Египта до Древней Греции. И это понимание, в частности, в аллегорической форме раскрыто в Библии — особенно в первых пяти ее Книгах. Эти пять Книг были написаны египтянами, и я уже вкратце объяснял смысл истории изгнания Адама и Евы из Эдема и смысл христианского учения о первородном грехе и грехопадении.

И если мы посмотрим на историю человеческой цивилизации, то мы увидим, что значительная ее часть состоит из войн, убийств, грабежей, насилия и преступлений. И это проявление зла есть проявление греховной природы человека, и что делать с этим злом — это и есть главный вопрос любой культуры и цивилизации. Египтяне осмыслили все это именно как зло, то есть дали миру свою религиозную этическую систему. Очень близкие представления о благе и зле были и у греков — особенно в поздний период, особенно у Аристотеля.

Изгнание Адама и Евы из Эдема.
Изгнание Адама и Евы из Эдема.

И в этой человеческой истории, полной войн, убийств и преступлений — проявление животной природы человека, его стремления к власти и богатству. А почему? А почему человек стремится к власти и богатству? А потому что власть и богатство дают счастье и наслаждение. Быть богатым лучше, чем быть нищим, а иметь власть лучше, чем быть рабом. И это стремление человека к власти и богатству является вполне естественным, в этом животном инстинкте — воля к жизни. И пока в человеке есть воля к жизни — он будет стремиться к власти и богатству. 

В исламе была предпринята попытка совместить эту волю к жизни с этической системой Библии. Но попытка довольно жалкая и плоская. Магомед, как известно, и сам постоянно воевал, насаждая ислам с помощью насилия, и то же самое завещал делать всем мусульманам. То есть война, убийства и грабежи оправдывались истинностью ислама, истинностью его этической системы, тем, что в нем считается благом и злом. В частности, в исламе очень подозрительное отношение к половым отношениям и к женской красоте — поэтому женщин мусульмане облачили в покрова и обратили в рабство. Но все это, конечно, довольно примитивные представления о человеке, о добре и зле, сильно искаженные даже в сравнении с библейской традицией.

Христианство. Это было что-то немыслимое и невероятное! Этическая система христианства была невероятно высокой, и при этом христианство призывало следовать этой этической системы не как внешнему закону, а как закону внутреннему, как искреннему побуждению. Что предполагало изменение самого человека — с целью пробудить в нем доброе и уменьшить проявление греховной природы.

И эта проповедь христианства покорила весь мир. Всю Римскую Империю. Христианство задало какие-то совершенно немыслимые вершины в представлениях о человеке и человеческой цивилизации, и христианская цивилизация создала невероятную культуру и дала образцы невероятных людей.

Но что делать с этими греховными проявлениями человеческой природы? С его стремлением к власти и богатству, и с теми преступлениями, которые человек неизбежно совершает на пути к власти и богатству? Вот ключевой вопрос, который стоял перед всей христианской цивилизацией. Этот вопрос встал перед католическим Римом, когда Святой Престол решил создать новую цивилизацию в Европе на основе христианства. Этот же вопрос возник перед православной Восточной Римской Империей. И этот же вопрос стоял перед православной русской цивилизацией.

И разрешение этого вопроса в западном и восточном христианстве давалось несколько разное. Какое именно, и почему именно православие дает более правильное разрешение этого вопроса — вот об этом мы и поговорим далее. Пока же замечу, что не следует представлять христиан — как это всегда делали евреи, и как это стало модно с некоторого времени в Европе (в частности, у безумного Ницше) — как каких-то идеалистов или проповедников рабства, которые игнорируют природу зла или пытаются лишить человека воли к жизни и всех животных проявлений человеческой природы. Я уже отмечал как-то, что подобные подходы абсолютно чужды христианству. Христианство не считает животную природу человека и ее проявления злом самим по себе — злом считается искажения этой природы и человеческой природы в целом. Апостол Павел и Отцы Церкви все отлично понимали — гораздо лучше, чем мы с вами. И они не были идеалистами, которые призывают все человечество убежать в пустыню от «мира сего». Они прекрасно понимали, что и Церковь и Восточная Римская Империя существуют в реальном мире, в мире, где есть зло. Но они понимали, что в христианстве есть свой способ обращения зла в добро, своя особая технология обращения со злом. И именно это придало христианству и европейской христианской цивилизации ее невероятную силу и могущество.           


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic