kirill_nav_1 Египет

Categories:

Зверь Апокалипсиса уже вышел из моря - 5

Итак, в чем же состоит секрет египетской цивилизации? Культур в истории было множество, как и религий (все языческие религии имели свои особенности), но почему же именно египтянам удалось «нащупать» какие-то важные моменты, которые позволили египетской культуре превратиться в нечто гораздо большее — в основу всей современной цивилизации? И как им это удалось?

Полагаю, что египтянам и египетской культуре удалось это сделать благодаря решению важнейшей проблемы любой человеческой культуры — египтяне не только очень глубоко продвинулись в познании человеческой природы и общества, но и смогли выработать определенные техники культуры для того, чтобы придать человеку и человеческому бытию особенную ценность, особенное достоинство и значимость. Египетской культуре был свойственен своеобразный «гуманизм» — который мы позднее находим в греческой культуре и культуре христианской, и который свойственен и всей нынешней цивилизации. То есть египтяне и египетская культура смогли, изучив природу человека, найти и выработать «культурные механизмы», которые — учитывая природу человека — придавали человеку особенное самоощущение и самосознание, полное чувства достоинства. «Человек — это звучит гордо». И египетская культура раскрывала и воспитывала в человеке это чувство достоинства.

Сфинкс и пирамиды - один из главных символов культуры Древнего Египта. И символов всей человеческой цивилизации - так как именно в Древнем Египте зародилась вся современная цивилизация. В них -  стремление человека к бессмертию, к победе над смертью.
Сфинкс и пирамиды - один из главных символов культуры Древнего Египта. И символов всей человеческой цивилизации - так как именно в Древнем Египте зародилась вся современная цивилизация. В них - стремление человека к бессмертию, к победе над смертью.

А это задача очень нетривиальная. Ведь человек по своей природе — это, в сущности, животное. Да, животное, наделенное разумом и свободой воли, но животная, биологическая природа человека совершенно очевидна. И эта особенность человека — как особенного животного, которое вроде бы такое же животное, как и другие животные, но в то же время совсем особенное животное и уже вовсе даже не животное — эта особенность человека и есть главная проблема человеческой культуры. И египтяне — прекрасно изучив человеческую природу во всех ее проявлениях — смогли решить эту задачу: то есть создать такую культуру, в которой человек чувствовал себя человеком, и чувствовал себя довольно комфортно, стал существом, полным человеческого достоинства.  

Каким образом египтяне решили эту проблему? Ну, естественно, они превратили все проявления животной природы человека в нечто большее — в нечто уже чисто человеческое. Еда, половые отношения, физическая усталость и прочие проявления биологической природы человека и ограниченность этой природы получили особенное освящение. Религиозное и культурное. При этом особое значение египтяне придавали изучению и освящению тех черт в природе человека, которые животным не свойственны. Например, смеху и юмору. У египтян культура смеха и юмора — вопреки расхожему мнению — были очень развиты, и это также придавало египетской культуре тот особенный гуманистический характер, о котором я писал выше.

Римский Сфинкс. В целом повторял древнегреческого, а древние греки позаимствовали Сфинкса, конечно, у египтян. Сфинкс стал символом загадочной природы человека - полуживотного-полубожества. У греческого Сфинкса была своя загадка (которую разгадал Эдип): «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость. Но все эти "мудрости" древних греков были ничем, ребяческими играми деревенских мудрецов, по сравнению с мудростью и знаниями египтян.
Римский Сфинкс. В целом повторял древнегреческого, а древние греки позаимствовали Сфинкса, конечно, у египтян. Сфинкс стал символом загадочной природы человека - полуживотного-полубожества. У греческого Сфинкса была своя загадка (которую разгадал Эдип): «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость. Но все эти "мудрости" древних греков были ничем, ребяческими играми деревенских мудрецов, по сравнению с мудростью и знаниями египтян.

Наконец, особое внимание египтяне, конечно, уделили решению проблемы смертности человека — самой большой и сложной проблемы всего человеческого бытия. Ведь смерть — которой подвержены все животные — полностью уравнивает человека с другими животными, и смерть, казалось бы, обессмысливает все человеческое бытие как бытие существа особенного. Египтяне поняли, что без решения этой проблемы придать человеку особенное человеческое достоинство невозможно — смерть все обессмысливает, все ничтожит, все убивает. Делает человека существом не только трагическим, но и каким-то особенно нелепым и жалким. Словно бы природа (или боги), дав человеку разум и свободу воли, но оставив его смертным, просто посмеялись над человеком. И решению этой проблемы смерти в египетской культуре и религии придавалось огромное значение — можно сказать, это была центральная проблема всей египетской религии и культуры. И в целом египтяне эту проблему решили или подошли к ее решению очень близко — через веру в единого Бога и веру в бессмертие личной человеческой души и ее последующее воскресение.

Сфинкс в Санкт-Петербурге. Петербург строился как новый Рим, как новый Константинополь, как столица Российской Империи, ставшей преемницей Империи Ромеев. А Рим - это "вечный город", и петербуржский Сфинкс олицетворяет собой вечность России и вечность русской цивилизации.
Сфинкс в Санкт-Петербурге. Петербург строился как новый Рим, как новый Константинополь, как столица Российской Империи, ставшей преемницей Империи Ромеев. А Рим - это "вечный город", и петербуржский Сфинкс олицетворяет собой вечность России и вечность русской цивилизации.

И вот этот дух человеческого достоинства и дух человеческого бессмертия, бессмертия человеческой души, который зародился в Древнем Египте, позднее и стал основой для всей человеческой цивилизации. И эта особенность была свойственна и евреям, которых египтяне по сути вылепили из самого днища и говнища, разработав для евреев систему иудаизма и устроив им исход из Египта с помощью своих жрецов Моисея и Аарона. И было свойственно древним грекам, которые очень многое почерпнули именно из Египта (включая свою философскую традицию, которую египтяне им передали через Пифагора), и древним римлянам. И это же особенное чувство достоинства человека позднее было положено в основу западноевропейской католической цивилизации.                 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic